Персональный сайт Александра Карлова

Автобусы

Тенденции на рынке автобусов в зеркале статистики


ОСОБЫЙ ПУТЬ SCANIA


Помимо грузовиков в производственной программе SCANIA значатся и автобусы, а также промышленные и судовые двигатели. Но именно на грузовые автомобили тяжелого класса приходится львиная доля продаж.

Производство
В цехах сборочного завода в Се-дертелье, где находится также штаб-квартира Scania, светло и чисто.
Неправдоподобную для производства тишину нарушает лишь стрекот гайковертов. Отсутствие сторонних шумов объяснимо - здесь лишь собирают машины из комплектующих, которые стекаются в Седертелье из других уголков Швеции.
Рамы приходят из Лулеа,
мосты и оси - из Фалуна,
коробки передач - из Сибхулта,
кабины - из Ос-карсхамна,
двигатели - с соседнего моторного завода в Седертелье.
Словом, классическое разделение труда. Любопытно другое. При том что общая площадь завода занимает территорию в 40000 кв.м, что эквивалентно шести футбольным полям, складские помещения здесь фактически отсутствуют.
Все грузовики собираются исключительно под конкретный заказ и запас комплектующих рассчитан только на одну смену.

* * *

АВТОБУСЫ SCANIA В ПИТЕРЕ

На территории автоколонны № 1109 в Санкт-Петербурге открыт завод по сборке городских автобусов шведской компании Scania.
Начнем с того, что новый завод — не совместное предприятие, а полная собственность фирмы Scania.
Идея построить заводик — маленький, но добротный — появилась у шведов еще несколько лет назад, когда была выделена крупная сумма для инвестиций на российской земле. Компания, названная Scania—Peter («Скания—Питер») была зарегистрирована еще в 2000 г.
Вначале открытие завода было намечено на осень того же года, затем — на весну 2001 года...
Одна из причин задержки — пересмотр производственных планов, которые были вначале ориентированы на применение кузовов швейцарской фирмы Hess.
От этой идеи отказались, и было решено ставить на питерские автобусы такие же кузова, как и на сборочном заводе в Польше. Теперь у фирмы есть три кузовных предприятия на европейской территории: в Швеции, Польше и России.
Общая площадь, которую занимает предприятие, — 25000 кв. м.
площадь зданий — 6700 кв. м.
А о былых временах напоминает только обветшалое одноэтажное строение, где разместились подсобные службы, которое явно не вписывается в получившуюся «еврокартинку»...
Существующие мощности позволяют собирать до 250 автобусов в год, а в дальнейшем предполагается расширение производственных площадей и увеличение выпуска до 400 единиц в год.
Scania вложила в проект 80 млн шведских крон - около 7,5 млн долларов США. Деньги немалые — тем более что в год планируется пока собирать всего 100 автобусов. На питерском предприятии работает 70 человек, средняя зарплата рабочих — $250—300.




Как уверяют представители фирмы, в Питере будут собирать автобусы, которые по техническим параметрам и качеству ничуть не отличаются от европейских. Однако в ближайшее время продажи планируются только в России, а направление возможного экспорта — страны бывшего СССР.
КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ

Готовые шасси и основная часть комплектующих поставляется из Швеции, а российский вклад в «автобусную копилку» пока невелик.

Это 24-миллиметровая водоупорная фанера для полов из Вологды, стекла - лобовое, заднее и для переднего информационного табло - из Москвы и пассажирские сиденья из Павлова. Но в планах, впрочем, как и у всех иностранцев в России, увеличение количества деталей местного производства до 50% в стоимостном выражении. Из множества несомненных достоинств и преимуществ нового автобуса следует прежде всего назвать принципиально новый алюминиевый кузов с несущим алюминиевым каркасом, в основу сборки которого положены болтовые соединения.

Кузов собирается на шасси Scania, которое интегрировано в общую систему производства всех шасси, в том числе и шасси для тяжелых грузовиков. Такая конструкция обеспечивает не только точность сборки, но и высокую ремонтопригодность.Алюминиевый кузов устойчив к коррозии, срок его эксплуатации на порядок больше, чем кузовов из традиционных материалов.
Технология, по которой собирается кузов, тоже непривычна для нас. Никакой сварки! Вначале собирают на болтах каркас, при этом во многих точках вместо гаек применяются так называемые закладные элементы - их размещают внутри алюминиевых профилей. Кузовные панели соединяются заклепками, а места прилегания дополнительно промазываются клеем. Боковые стекла — тоже вклеенные.
Нет здесь и конвейера.
На постах предсборки, как в детском конструкторе, монтируются модули, которые впоследствии соединяются между собой. В огромном кондукторе соединяются крыша, стены, моторный отсек и, как здесь говорят, «задний диван».
Затем кузов устанавливается на подготовленное шасси, и с этого момента конструкция начинает приобретать привычные, «автобусные» очертания.
Для продолжения процесса автобус уже на колесах перекатывают от поста к посту вручную — причем делает это один человек, установив под заднее колесо специальное пневматическое приспособление. Кстати, на линии основной сборки, расположенной вдоль цеха, помещается всего 4 автобуса.
На финише регулируются углы установки колес, программируются и тестируются электронные системы управления - вентиляция, отопление, пневмоподвеска и т.д., а затем следует 150-километровая обкатка.
На заводе есть и большой цех окраски - по оборудованию он лучший в Питере. Но пока значительная часть деталей приходит уже в покрашенном виде.
Особое внимание уделяется на заводе "Скания-Питер" организации производства и обеспечению качества, удовлетворяющего самым современным европейским требованиям, повсеместно принятого на предприятиях Scania. Руководство сборочным процессом и контроль качества на всех этапах производства осуществляют высококвалифицированные специалисты из Швеции. Непосредственную сборку производят российские спецы, прошедшие стажировку на предприятиях Scania в Швеции и Польше.

SCANIA — МЕЧТА АВТОПАРКОВ?
В итоге из ворот завода выходит «продвинутый» даже по западноевропейским меркам городской автобус.Что это за машина? Ее точное обозначение — Scania CL94UB 4x2 OmniLink, длина — 12 метров, вместимость — 122 человека.
Городской автобус Scania Omni Link оснащается 9-литровым дизельным двигателем DC9 01 мощностью 230 л.с. О совершенстве силового агрегата говорит тот факт, что он обладает очень высоким моторесурсом до 2 млн км до возможного капитального ремонта, хорошей топливной экономичностью порядка 30 литров на 100 км и чрезвычайно низким воздействием на окружающую среду - соответствие нормам Euro-3 по выхлопу.
Автоматическая коробка передач ZF обеспечивает автобусу плавное, без рывков движение, а наличие встроенного моторного тормоза и автоматического ретардера в сочетании с дисковыми тормозами - мягкое и безопасное торможение. Для Питера была выбрана «полунизкопольная» модель - на входе спереди и в центре салона ступеней нет, а сзади их целых три.Это сделано для удешевления конструкции.

B отличие от совершенно низкопольных вариантов с поперечно расположенным двигателем и портальным задним мостом, ведущий мост здесь обычный, силовой агрегат расположен продольно.
Системы ABS и Traction control устраняют занос и пробуксовку.
Пневмоподвеска, дополненная системой kneeling, в состоянии опустить кузов до высоты тротуарного поребрика на остановке.Правда, для крупных городов Европы «полунизкопольный» вариант уже не очень моден.
Но для наших автобусных парков — фантастическая машина... Когда автобус «приседает»,вход через две передние двери становится похожим на вход в вагон метро. Даже ногу задирать не нужно! Из видимых на первый взгляд недостатков и возможных проблем — довольно крутые ступеньки для входа на заднюю площадку. А еще — пока непредсказуемое поведение болтовых соединений кузова на наших разбитых дорогах.

Автобус выглядит современно и красиво, а его «мордочка» дружелюбно улыбается всем, кто встречается на пути. Но за эту улыбку придется выложить не меньше $150000! Автобус не дешев. Высокая первоначальная цена компенсируется за счет низких эксплуатационных расходов, обусловленных высоким качеством и техническими характеристиками автобуса. Сейчас автобусы почти целиком собираются из привозных шведских комплектующих, в дальнейшем же планируется до 50% комплектующих корпуса изготавливать с привлечением российских производителей, что благоприятно скажется на цене машин. Кроме того, специально для российских клиентов были созданы исключительно мягкие финансовые условия.
Одним из инструментов продаж является лизинг. Scania создала в России дочернюю компанию "Скания-лизинг", которая одной из первых получила лицензию на совершение лизинговых операций с автотранспортными средствами. Безусловное и очевидное преимущество "Скании-Питер" - значительно больший по сравнению с конкурентами срок лизинга 5-7 лет, низкая процентная ставка 10-12 % годовых и незначительная предоплата 15-20%.
На российский рынок пришла не просто роскошная, надежная, удобная в эксплуатации и техническом обслуживании машина. Появился автобус, заставляющий по-новому посмотреть на решение экономических, социальных, экологических проблем городов.
Для большего удобства всех категорий пассажиров автобус может быть оснащен специальным устройством для погрузки детских инвалидных колясок, а также системой опускания и наклона кузова в зависимости от высоты бордюра тротуара.
В зависимости от климатических условий эксплуатации салон автобуса может быть оснащен кондиционером. По желанию заказчика изменяется планировка салона, комплектация сидений, выбирается оптимальное количество дверей.
В стандартном исполнении пассажировместимость автобуса - 120 человек. Число посадочных мест варьируется от 23 до 39.
Перед началом заводской сборки опытные образцы Scania Omni Link прошли самые жесткие испытания на полигоне НИИ Министерства обороны РФ, где военные испытывают автобронетанковую технику, и получили самую высокую оценку. Автобус был опробован как в условиях интенсивного городского движения на центральном маршруте в Санкт-Петербурге, так и на пригородных маршрутах. Автобус совершил пробеги в Москву, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону. И везде показал себя отлично.
Машина имеет сертификат одобрения типа транспортного средства и другие, необходимые для эксплуатации в России свидетельства и документы.

Компания верит в успех, потому что учла опыт аналогичных проектов по созданию сборочных производств других зарубежных производителей. Очень часто проблемы, которые возникали в ходе реализации этих проектов, были обусловлены финансовой неустойчивостью российских партнеров и потерей управления со стороны западных инвесторов. В данном случае все финансовые риски компания Scania взяла на себя, сохранив при этом полный контроль и управление заводом.
Scania дорожит своими именем и репутацией и стремится создать в Санкт-Петербурге продукт, способный конкурировать как на российском, так и на европейском рынках.

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ SCANIA OMNI LINK CL94UB 4x2

Длина, мм 11 985
Ширина, мм 2550
Высота, мм 3193
Диаметр поворота, мм
Внутренний 1968
Внешний 23000
Конфигурация дверей 2 + 2 + 1
Кол-во сидячих мест 23 - 39
Ширина дверных проемов
  1 дверь 1 200
  2 дверь 1 200
  3 дверь 830
Высота пола от дороги
  1 дверь (без ступеней)
  2 дверь (без ступеней)
  3 дверь (2 ступени)
320
340
870
Силовая установка
ЕВРО - 3
Scania DC9 01
230 л.с
Коробка передач
АВТОМАТИЧЕСКАЯ
ZF 4HP502C
(R-N-D)
Дополнительные
тормозные системы
ABS и TC
Автомат. ретардер
Пассажировместимость
- Всего, максимальная
- Мест для сиденья
11 500
до 122
23-37
Пассажирские сиденья
Модель и конфигурация - по заказу
Пол
Типа сэндвич, с использованием специально обработанной водоупорной фанеры (24мм) и напольных матов марки Altro Nordic. Все соединения и швы герметизированы. Края платформ, пола и дверных ступеней защищены пластиковыми профилями. Внутренние края боковых стенок оборудованы боковыми молдингами.
Электроподогрев пола в зоне передней двери.
Вентиляция
Циркуляция через каналы вдоль потолка.2 потолочных аварийных выхода служат также и для вентиляции и имеют механическую регулировку по нескольким ступеням настройки.
Принудительная вентиляция с управлением из кабины водителя
.Отопление внутреннего пространства осуществляется при помощи дополнительного (предпускового) обогревателя Webasto, 30kW. Циркуляция теплого воздуха через систему вентиляции.
Кабина водителя и пассажирский отсек:обогреватели конвекторного типа.
Зеркала заднего вида: c электрообогревом.

Место водителя
Кресло водителя: Be Ge, GN85-52.Рулевое управлениеРулевое управление с гидроусилителем, диаметр рулевого колеса 475 mm.
Передаточное отношение 17-20:1.

Приборная панельПриборная панель с приборами и комбинированными приборами, указателями температуры и топлива, двумя манометрами для переднего и заднего тормозных контуров и сигнальными лампами.
Тахограф 1 день.
Управление дверьми
Кнопочный выключатель на каждую дверь, кнопка "все вместе". Движение возможно при закрытых 2 и 3 двери.
Механизм управления снабжен датчиком давления для защиты от зажатия дверьми.
Устройство связи
Устройство громкой связи с пассажирским салоном с микрофоном.
Пуск
Выключатель в виде (несъемного) ключа

Трансмиссия
ДвигательDC9 01 Euro 3 - Дизель с турбонаддувомMax. мощность* 230 л.с. (2 000 об/мин)Max. момент* 1 005 Nm (1 350 об/мин)* Характеристики по стандартам ИСО 1585 и (80/1269/EЭК).
- Направление выхлопа - назад
- Ограничитель "белого дыма" - Предварительная очистка воздуха
- Ограничитель скорости 85км\ч
Шумоподавление: подготовка на 80 dB (A) КПП: ZF 4HP502 NBS
Автоматическая, 4-х скоростная, со встроенным ретардером.
Автоматическое переключение на нейтраль на остановках.
Режим работы R-N-D.
Главная передачаR660
Передаточное число - 4.88 (колеса 275/70 R22.5, частота вращения 2000 об\мин).

Топливная система
- Топливные баки объёмом 310 л
- Подогрев топлива, 250 Вт

Оси и колёса
Оси
ПЕРЕДНЯЯ: модель АМА780, усиленная I-балка из легированной стали, кованая, упрочненная и термообработанная. Максимальная нагрузка на переднюю ось 7 100 кг
ЗАДНЯЯ: модель ADA 1300. Корпус заднего моста из штампованной стали с магнитной пробкой. Максимальная нагрузка на заднюю ось 12 000 кг
Колеса
6 колес на стальных дисках 8.25 х R22.5
Доп.оборудование на колесах
- Колпаки из нержавеющей стали
- Шланг (20см) для подкачки колес
Воздушные и тормозные системы
Тормоза - Дисковые
Двойной контур, тормоза прямого действия c независимым контуром для передних, задних и парковочных тормозов.
Вспомогательные системы торможения
- ABS
- Traction Control
- Ретардер автоматического действия

Подвеска
Два пневмобаллона спереди, четыре - сзади
Регулировка высоты
- Электронная
- Система полного понижения \ повышения
Реактивные штанги
На всех осях
Амортизаторы
Масляные, нормальные

Электрооборудование
Напряжение 24 В
Генератор Двойной 140 A + 65 А
Аккумуляторные батареи 220 Ah
Ящик с аккумуляторами - выдвижной
Основной выключатель в отсеке с батареями
Предохранители - контурный прерыватель
Дополнительное оборудование не входит в стандартную комплектацию

- Система кондиционировния воздуха устанавливается вместе с двойным генератором 140+ 140 А)
- Рампа для заезда инвалидной коляски в створе средней двери: с ручным приводом \ электроприводом
- Дополнительный люк в потолке
- Электропривод переднего потолочного привода
- Электропривод наружних зеркал заднего вида
- Наружняя окраска по выбору заказчика
- Подголоник и подлокотники водителького сиденья.


* * *

А Питер покупает ЛиАЗы
Еще в ноябре прошлого года Санкт-Петербург подписал контракт на поставку 298 автобусов ЛиАЗ-5256. На 213 машинах из этой партии будет стоять гидромеханическая коробка передач Voith, на 85 — механическая КПП ZF. Контракт заключен под гарантии городского бюджета сроком на два года; стоимость одного автобуса — около $70000.
Кроме того, в нынешнем году Питер получит 63 так называемых «долговых» автобуса в более дешевой комплектации -двигатель КамАЗ плюс КПП КамАЗ с электропневматическим управлением.
С «долговыми» автобусами связана давняя история. Еще до кризиса Санкт-Петербург должен был получить около 300 ЛиАЗов с двигателем Caterpillar. Но тогда была поставлена всего 141 машина, и сейчас Русавтопром возвращает долги.
Еще в прошлом году в Питер пришло 66 «долговых» ЛиАЗов в комплектации «КамАЗ+КамАЗ», причем на всех стоит система электропневматического переключения передач (ЭПП), разработанная фирмой Кора из Набережных Челнов.
Здесь вместо привычного рычага КПП стоит «джойстик»,
пневмопривод переключения «навешен» на обычную механическую коробку передач.

* * *

Несколько вопросов президенту

Президент компании Scania Лейф Остлинг не первый раз приезжает в нашу страну. Мы уже беседовали с ним летом 1988 года, на открытии станции сервиса в подмосковном Голицыно. И вот — новый визит Остлинга в Россию. Наш корреспондент встретился с президентом.
Господин Остлинг, Вы регулярно посещаете нашу страну. Ни один другой президент европейской «грузовой» компании не бывает у нас столь часто. С чем это связано?
Есть несколько версий.
Первая: моя бабушка наполовину русская. Честно! Ее предки жили в Санкт-Петербурге.
Вторая: я был проездом в Финляндии и решил заглянуть в Россию...
А если честно, это обычный деловой визит. Чтобы понять, как идут дела в стране, недостаточно смотреть телевизор и читать доклады. Надо все видеть самому. Кстати, российские климат и дороги вполне можно сравнить со скандинавскими. Не улыбайтесь: дороги в лесных районах Швеции ничуть не лучше, чем у вас!
Несколько лет назад Scania выделила очень крупную сумму для инвестиций в Россию. Первая часть этой суммы пошла на создание «грузовой» станции сервиса. Теперь Scania строит автобусный завод в Санкт-Петербурге.
Что Вы можете сказать об этом?
О, Scania — очень жадная компания! Все наши деньги, вложенные куда-либо, должны окупаться. Решение о строительстве автобусного завода в Санкт-Петербурге было принято два года назад, и мы очень терпеливо относимся к этому проекту. Я прекрасно знаю, что России, по сравнению с другими странами, требуется в два раза больше времени, чтобы здесь что-то начало работать. Правда, причины этого мне до сих пор непонятны...
Но почему завод будет выпускать автобусы, а не грузовики?
Наладить производство грузовиков несложно, но есть несколько моментов. С одной стороны, российская рабочая сила намного дешевле (10—15% от европейского уровня). Но для сборки одного грузовика требуется всего 80—90 человеко-часов, и выигрыш в стоимости за счет более дешевого труда будет минимален. К тому же круг покупателей импортных тяжелых грузовиков сильно ограничен: пока здесь может продаваться не больше 2—3 тысяч единиц в год. Может быть, лет через десять-пятнадцать высокотехнологичные зарубежные грузовики будут работать и на внутренних магистралях, но пока эту нишу с успехом заполняют МАЗы и КамАЗы. Все это сильно напоминает мне Южную Америку...
Другое дело — автобусы. Поскольку для сборки одного автобуса требуется 1200—1300 человеко-часов, мы можем наладить в России производство хороших автобусов по очень привлекательной цене. Автобусы Scania с алюминиевым кузовом Hess, которые мы будем делать в Питере, живут в 3—4 раза дольше Икарусов, а их затраты на топливо и ремонт несопоставимо ниже. К тому же мы будем продавать эти автобусы в рассрочку: сейчас для реализации этого проекта создается специальная финансовая компания. Такого в России еще никто не предлагал!
Перейдем от нашей страны к «большой политике». Как известно, сначала акции Вашей фирмы без предупреждения купил концерн Volvo, теперь держателем пакета акций является Volkswagen... После того, как комитет Европейского сообщества в Брюсселе пресек попытку Volvo купить нас, 34% голосующих акций приобрел Volkswagen. Это хорошо для всех: после длительного штормового периода ситуация наконец стабилизировалась. К тому же с фольксвагеновцами мы давно сотрудничаем. Scania уже полвека является дистрибьютором автомобилей VW в Швеции.
Сейчас наблюдательным советом руководит президент группы Volkswagen Фердинанд Пих. Но, помимо него и еще двух представителей фирмы, в совет входят шесть независимых представителей. Среди них — президент голландской компании Akzo Nobel, бывший шеф нефтяного концерна BP, старший сын богатейшего семейства Валленбергов...
Как вы вообще относитесь к тенденциям объединения автомобильных компаний?
Мне кажется, что большинство подобных слияний движется личными интересами конкретных людей, страдающих манией величия... Я с большим удовольствием наблюдаю за процессами, которые происходят в автомобильной промышленности мира. На курсах бизнес-менеджмента нас учили: у компании должна быть определенная критическая масса. Если она мала — плохо. Если чересчур велика — еще хуже.
Пример удачного слияния — итальянский концерн IVECO. Но посмотрите на гигантские автомобильные концерны DaimlerChrysler или General Motors. Они давно превратились в неуклюжие бюрократические организации, которые ничуть не лучше бывших социалистических предприятий! Если компания перерастает сама себя, это уничтожает все ее плюсы.
Кроме того, любая организация — это люди, и у них должны быть определенные традиции. Кому понравится, что его объединяют с бывшим конкурентом?
Бывший президент бразильского отделения Scania, финн Йорма Халонен, ныне возглавляет компанию Volvo Truck. А технический директор этого же отделения Хакан Самуэльссон стал президентом компании MAN. Ваши комментарии?
Вери гуд! В Западной Европе осталось шесть крупных «грузовых» корпораций. Три из них уже возглавляют наши люди... Мы рады, что наши second-best (что-то вроде «лучшие подержанные» — Ф. Л.) достаются другим!
Немного о перспективах. Собирается ли Scania совместно с фирмой Volkswagen выпускать легкие грузовики? Когда появится следующая, пятая, серия тягачей? Что будет с проектом «грузовика будущего» Scania 2010?
Вы никогда не увидите автомобиль с двойной эмблемой Scania-VW, и Scania никогда — подчеркиваю, никогда! — не будет выпускать легкие грузовики. Все наше сотрудничество ограничивается работой с поставщиками компонентов. Что касается перспективных моделей — мы пригласим вас на презентацию, как только начнется их выпуск...

* * *

Глава IVECO посетил Россию

Незадолго до Лейфа Остлинга в нашей стране впервые побывал вице-президент компании IVECO Франко Фенольо. Он посетил СП IVECO-УралАЗ в Миассе, автотранспортное предприятие УТТ-4 в Нижневартовске (там работает 272 «родных» ивековских самосвала) и объединение Совтрансавто. Поездка завершилась пресс-конференцией в здании Газпрома, одного из учредителей IVECO-УралАЗ. По словам Фенольо, наша страна входит в сферу стратегических интересов компании: «С помощью совместного предприятия мы создали отличный автомобиль для России. Дело только за клиентами, которые будут покупать эти машины в больших количествах». Конечно, пока о «больших количествах» говорить рано, но уже в этом году Газпром купит 20 Уралов-IVECO (семь лет назад под американский кредит компания получила 300 самосвалов MAN).

* * *


3.11.2003
Autonews.ru
Североамеркианский концерн Ford Motor Co. инвестировал 4,5 млн долл. в производство комплектующих на заводе во Всеволжске, сообщает пресс-служба ЗАО "Форд Мотор Компани". Строительство нового склада общей площадью в 6,3 тыс. кв. метров связано с постоянным наращиванием объемов производства на предприятии.
Завод является первым производством в России, полностью принадлежащим и находящимся под управлением международной автомобильной компании, и представляет собой важную веху в развитии российской автомобильной промышленности.
Затраты на инвестиционный проект составили 150 млн долл. На заводе Ford в Ленинградской области представлен полный производственный цикл, включающий в себя сварку, окраску и окончательную сборку автомобиля.
Производственная мощность завода составляет 25 тыс. автомобилей в год с возможным увеличением производства до 100 тыс. автомобилей в год при изменении запросов рынка.
Дилерская сеть Ford Motor Company представлена 75 дилерскими предприятиями в России и Белоруссии. До конца 2003г. планируется расширение дилерской сети до 80 дилерских предприятий.

Проблемы рынка автобусов

Наверх автобусов

Наверх к рынкам

На главную

Hosted by uCoz