Персональный сайт Александра Карлова

ДОКЛАД Президента Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области Панова В.В. на общем собрании участников «ПромАсс» «05 » февраля 2004 года.


ЧЕЛЯБИНСК
5 Февраля 2004 года

Уважаемый Петр Иванович!
Уважаемые коллеги!
Разрешите мне сердечно поприветствовать Вас на очередном собрании участников Ассоциации «ПромАсс».
Сегодня уже есть предварительные итоги социально-экономического развития Челябинской области в 2003 году и мне хотелось кратко остановиться на основных тенденциях и направлениях развития промышленного комплекса, на которых нам необходимо сосредоточить усилия для достижения, по мнению Ассоциации, главных целей в экономическом развитии региона:
- устойчивого роста валового регионального продукта за счет развития обрабатывающих отраслей промышленности;
- создания новых, действительно конкурентных производств, соответствующих мировому уровню;
- повышения уровня и качества жизни южноуральцев.
Краткие итоги работы промышленного комплекса Челябинской области в 2003 году выглядят следующим образом:
- рост объемов промышленного производства за год составил 109%;
- объем инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий оценивается в 34,1 млрд рублей или 92% к уровню 2002 года;
- рост валового регионального продукта по нашим оценкам достиг 108%, что в абсолютном выражении составляет 235,2 млрд. рублей. (ил.№ 1).
Помимо этого:
- почти на 12% вырос оборот розничной торговли;
- боле чем на треть сократилась задолженность предприятий по заработной плате;
- отмечается рост освоенных объемов в гражданском строительстве (почти на 5 %).
Внешне картина выглядит достаточно благополучно - в целом за пять последних лет валовой региональный продукт области практически удвоен.
Что же стоит за этими цифрами?
Челябинская область продолжает сохранять устойчивую промышленную ориентацию. Как видно на диаграмме (№2), в структуре валового регионального продукта доля промышленности в целом меняется незначительно и в течение последних пяти лет колеблется в пределах 43-45%.
В регионе развиваются нормальные процессы межотраслевого перетока капитала и рабочей силы из тяжелой промышленности в потребительский сектор экономики.
В тоже время удельный вес товарной продукции, как видно из диаграммы (№ 3), от года к году неуклонно снижается.
Практически на треть за последние четыре года, вырос удельный вес услуг в потребительском секторе экономики.
Если рассмотреть структуру ВРП в отраслевом разрезе, то мы сразу же поймем, за счет чего был обеспечен в течение последних пяти лет промышленный рост в области.
Необходимо отметить (ил.№ 4), что практически вдвое снизилась доля энергопотребления в промышленном комплексе региона. Это вполне естественная реакция промышленности, по нашему мнению, снижающая энергозависимость предприятий и промышленности региона от колебаний тарифов и политики естественных монополий.
Конечно, далеко не все предприятия решили свои энергетические проблемы и в этом направлении для всех нас имеется обширное поле работы.
Как видно на круговой диаграмме (№ 4), за последние пять лет вклад металлургического комплекса в ВРП Челябинской области возрос с 51 до 68%, а удельный вес машиностроения в экономике упал с 17 до 13%.
Такая динамика не может не тревожить.
Справедливости ради следует отметить, что практически полная зависимость экономики региона от металлургии в настоящее время продиктована действительно объективными факторами.
Именно челябинские металлурги смогли в сжатые сроки осуществить коренное техническое перевооружение основных фондов - я имею в виду в первую очередь Магнитогорский металлургический комбинат.
Именно металлурги первыми сформировали кредитную историю, реформировали громоздкую и неэффективную структуру управления предприятиями, внедрив интегрированные системы управления предприятием, основы логистики, общепринятые мировые стандарты отчетности и т.д.
Помимо этого следует сказать отдельное «огромное спасибо» всем южноуральским металлургам за высокую социальную нагрузку, которую они продолжают нести на своих плечах, проявляя заботу о собственных трудовых коллективах.
Таким образом, на протяжении последних десяти лет локомотивом промышленного роста и именно количественной и качественной составляющей его является региональная металлургическая отрасль. В то же время сохраняются такие особенности отрасли как:
- зависимость экспортной составляющей от конъюнктуры рынка;
- нарастающая зависимость от сужающейся сырьевой базы.
В качестве наглядной иллюстрации приведу анализ структуры экспорта лидеров российской металлургии (ил.№5).
Как видно из диаграммы, китайский и среднеазиатский рынок остается сегодня практически основными зарубежными потребителями южноуральского металла.
В общем объеме суммарной выручки «МЕЧЕЛа» и «ММК» доля продаж в Китае по нашим оценкам превышает 750 миллионов долларов. А это почти треть экспортной выручки.
Темп роста потребления металла в Китае (ил.№ 6), безусловно, колоссальный и там пока есть место для российских компаний. Но не следует забывать, что в Китае сегодня строится несколько крупных металлургических заводов, планируемых к запуску уже в 2005 году. С пуском этих заводов зависимость Китая от импорта металла, наверняка, существенно снизится. Достаточно вспомнить, как быстро китайцы создали собственную алюминиевую промышленность, «обвалив» мировые цены на этот металл.
Именно поэтому крайне ошибочным сегодня было бы со стороны бизнес-кругов области, директорского корпуса, органов исполнительной и законодательной власти считать ситуацию в промышленности области статичной. Завидные темпы роста промышленности, обусловленные увеличением объемов производства и поднятием цен на российский стальной прокат – не тот случай, когда можно успокоиться.
По-прежнему остается открытым вопрос стимулирования внутреннего потребления металла, где машиностроение и металлообработка были всегда основными потребителями металла.
В качестве примера из (ил.№7) видно, что сегодня активно развивающиеся отрасли строительства и железнодорожного транспорта потребляют не более 15%, трубная промышленность – 25% производимого сортамента. В то же время объем потребления проката черных металлов в машиностроении, например, составляет 38%. Здесь потребляется практически весь объем производства специальных видов стали.
Во внутреннем потреблении металла обрабатывающие отрасли промышленности были и будут всегда оставаться стратегическим партнером металлургов. Зачастую именно отрасли с высокой степенью переработки наиболее эффективны для капитальных вложений.
Поэтому без развития машиностроительной и металлообрабатывающих отраслей, предприятий ВПК и сопутствующих производств на основе современных технологий, стратегия промышленного роста будет, по мнению Ассоциации, не совсем верной с точки зрения расстановки приоритетов.
У нас же с Вами рентабельность производства продукции машиностроения неуклонно падает, поскольку издержки стут намного быстрее чем отпускные цены на готовую продукцию, создавая тот самый эффект «ножниц» и обнуляя финансовые результаты текущей деятельности предприятий.
Таким образом, по нашему мнению, проблема развития обрабатывающих отраслей остается сегодня не только самой сложной, но и самой приоритетной, требующей от нас самых решительных действий и поддержки.
Как видно из диаграммы № 8 рост в машиностроении, начиная с 2001 года практически прекратился. Убытки финансово-хозяйственной деятельности в машиностроении и металлообработке в 2003 году по нашим оценкам составят около 3,5 млрд. рублей.
В то же время (ил.№ 9) южноуральское машиностроение, занимая в общем объеме производства всего 13%, обеспечивает рабочими местами почти 40% от общего числа занятого в промышленности персонала.
При производительности труда в машиностроении почти в 3 раза меньшей, чем в металлургии, тенденция к оттоку людей с машиностроительных предприятий в ближайшее время может усилиться и нам с вами есть, над чем поработать, чтобы минимизировать негативный социальный эффект. Обобщая вышесказанное в целом, состояние промышленного развития Челябинской области в настоящий момент можно охарактеризовать следующим образом.
1. В инвестиционных вложениях смещаются акценты за пределы обрабатывающего сектора промышленности в потребительский сектор и экспортно-ориентированный металлургический комплекс региона.
2. В структуре валового регионального продукта наблюдается устойчивая тенденция к росту доминирования экономики сферы услуг и снижение роли промышленных отраслей.
3. Мощным импульсом для развития торговли и ряда новых производств стало развитие конкурентной среды в регионе. Но расширение потребительского спроса и запоздалая реакция на него отечественных производителей сегодня лишь способствует росту доли импортных товаров в товарообороте.
4. Слабое развитие ипотечного кредитования и дороговизна кредитных ресурсов сдерживает развитие региональной стройиндустрии.
5. Резко ужесточается конкуренция для предприятий обрабатывающей промышленности региона вследствие дальнейшей либерализации внутреннего рынка и готовящегося присоединения России к ВТО.
6. Наиболее стабильно функционирующей отраслью промышленности в настоящее время является металлургия, которая по основным параметрам продолжает оставаться базовой для экономики Челябинской области.
7. Слабость инвестиционного потенциала обрабатывающих отраслей обуславливает продолжение процессов старения основных производственных фондов и снижение способности создавать реально конкурентоспособную продукцию.
8. Потребности предприятий области в промышленном оборудовании удовлетворяются, в основном, за счет поставок из-за рубежа.
9. Сокращение объемов производства в машиностроении приводит к оттоку рабочей силы с предприятий с недозагруженными производственными мощностями в потребительский сектор экономики.
10. Мощным фактором, определяющим распределение трудовых ресурсов и конкурентоспособность экономики региона, становится стремительное развитие в Челябинской области малого бизнеса.
Удвоение ВВП к 2010 году, как стратегический ориентир недостижим без развития обрабатывающих производств. Сегодня это должно, по мнению Ассоциации, стать аксиомой. Исходя из этого, необходимо решать тактические задачи промышленной политики региона.
Какими же нам видится возможные перспективы и основные приоритеты в деятельности ПромАсс, как члена РСПП и регионального объединения работодателей Челябинской области.
1. Необходимо сегодня более четко выстроить структурные приоритеты в промышленной политике области с акцентом на развитие обрабатывающих отраслей промышленности.
2. Выход на рынок капитала, в том числе и иностранного, для реализации конкретных инвестиционных проектов с участием Челябинских банков. Такую работу мы сегодня уже ведем в рамках Ассоциации.
3. Привлечение крупных и средних иностранных компаний для создания новых конкурентных производств в Челябинской области. Интерес у западных компаний есть и, как выяснилось на ряде рабочих встреч, самый реальный.
Неплохо было бы, по примеру ряда российских субъектов, сформировать конкретные сведения для иностранных инвесторов о нашем регионе.
4. Промышленникам и инвесторам необходима четкая, слаженная и поступательная работа органов власти в плане упрощения таких важнейших процедур, как оформление землеотводных документов и исходно-разрешительной документации на строительство.
Для того чтобы начать строительство любого объекта сегодня необходимо собрать около ста подписей разных чиновников.
5. Необходимо активизировать инновационный процесс в области через работу южно-уральского венчурного фонда «Инновации. Технологии. Развитие».
Создание такого фонда под патронажем Правительства Челябинской области, нашей организации и Южно-Уральского государственного университета практически завершено. Ведется работа по формированию пакета инвестиционных проектов для дальнейшей проработки и реализации.
6. Для решения этих задач мы продолжим конструктивное деловое сотрудничество с федеральными органами власти, Правительством области, муниципальными органами, профсоюзными организациями, РСПП и со всеми родственными нам по духу общественными организациями на федеральном уровне и в Уральском федеральном округе..
7. Сегодня мы ведем работу с маркетинговым портретом региона через обновление веб-сайта Ассоциации. Мы надеемся обеспечить всех участников ассоциации хорошим информационным потенциалом для решения конкретных задач. 8. Необходимо продолжать работу по реструктуризации предприятий с недозагруженными производственными мощностями.
Огромные площади на многих предприятиях сегодня не востребованы, а содержание их крайне обременительно. Устаревшее оборудование, загруженное на 25-30%, которое зачастую числится в мобмощностях, необходимо либо просто законсервировать, либо продавать.
Один из возможных вариантов решения проблемы – процесс концентрации нескольких разно профильных производств разных предприятий на одной промплощадке. Накладные расходы снижаются в несколько раз, а балласт в виде неиспользуемого оборудования, инженерных сооружений, пустующих корпусов вполне реально перепрофилируется для других целей.
9. Достаточно остро сегодня стоит вопрос освоения передовых технологий управления бизнесом в производстве. На многих предприятиях современный управленческий учет, стратегический маркетинг и бизнес-планирование отсутствуют вовсе или находятся в «зачаточном» состоянии.
Реформирование технологий управления бизнесом, обучение ведущих менеджеров и специалистов этим технологиям в соответствии с мировым опытом – вот еще одна первоочередная задача по ликвидации низкой квалификации наших специалистов. Современные инвесторы предъявляют достаточно жесткие требования к стандартам управления, в том числе и корпоративным, применяемым на предприятиях.
Поэтому руководитель, экономящий на обучении себя самого и своих специалистов передовым бизнес-технологиям, не только снижает стоимость капитала, но и рискует оказаться в аутсайдерах на рынке инвестиций.
Для поэтапного решения этой задачи мы приступили к реализации в Челябинской области совместного проекта с международной финансовой корпорацией IFC – членом группы Всемирного банка по подготовке наших предприятий к работе с международными инвесторами.
Еще об одной проблеме.
На одном из последних правлений Ассоциации обсуждалась проблема наведения порядка в правоустанавливающих документах на объекты недвижимости на предприятиях области. Как справедливо отметил первый заместитель Губернатора области Тимашов В.А., предприятия, имеющие нормальные правоустанавливающие документы, можно пересчитать «по пальцам». Зачастую переплачиваются колоссальные суммы различным посредникам, а документация после такой работы не выдерживает никакой критики. «ПроАсс» готов сегодня Вам, уважаемые участники нашего сообщества, оказать реальную помощь в организации этой работы.
То же самое можно сказать и об авторских и интеллектуальных правах. Вступление России во Всемирную торговую организацию приближается, а документов, которые можно было бы использовать для защиты собственных интересов, например в том же европейском суде, у предприятий единицы. Особо следует обратить внимание на факторы, которые по мнению Ассоциации сдерживают инвестиционные возможности наших предприятий, и решение которых мы намерены добиваться на всех уровнях. Это:
А) снижение госпошлины по сделкам залога для стимулирования развития ипотечного кредитования;
Б) упрощение порядка согласования проекта при строительстве через внесение изменений в Градостроительный Кодекс России;
В) внесение изменений в 25 главу Налогового Кодекса с целью восстановления инвестиционной льготы по налогу на прибыль;
Г) обнуление таможенных пошлин на не производимое в России высокоточное технологичное оборудование;
Д) оптимизация мобилизационных мощностей на машиностроительных предприятиях Челябинской области;
Е) исключение из налогооблагаемой базы средств, направляемых предприятиями на формирования фондов для НИОКР;
Ж) предоставление предприятиям возможности списания на капитальные вложения расходов по охране природы в текущем периоде для стимулирования инвестиций в природоохранные мероприятия.
З) решение вопроса об установлении приемлемых условий выкупа земельных участков промплощадок и под приватизированными объектами промпредприятий. Отдельно хотелось бы остановиться на организационных вопросах, связанных с деятельностью ПромАсс. Правовое поле для нас законодателем уже определено. В ноябре 2002 года Президентом был подписан федеральный закон «Об объединениях работодателей».
В течение 2003 года проведены консультации с членами Правления и серьезная юридическая работа по трансформации нашей Ассоциации в объединение работодателей. Кстати, такая работа сегодня ведется практически во всех организациях работодателей России.
Я обращаюсь сегодня ко всем участникам с предложением стать членами этой организации, являющейся де-факто правопреемником Ассоциации «ПромАсс». Для нас сегодня это наиболее простое и эффективное решение.
Отдельным вопросом для нас является построение эффективной сети объединений работодателей в территориях. Сегодня трехсторонние соглашения заключены всего в пяти территориях, а законодательно соответствуют требованиям всего две – «ЧелПром» и региональное объединение «ПромАсс». В то же время острых вопросов к нам с Вами предостаточно и от работников, и от внебюджетных фондов.
Для решения подобных и многих других проблем необходимо трансформировать существующую сеть «ПромАсс» в объединения работодателей по территориальному и отраслевому признаку и создать действующие объединения во всех муниципальных образованиях области. Необходимо, наконец, объединить малый бизнес и разрозненные организации.
Сегодня намечен график по выполнению этой работы. При поддержке Губернатора области мы ведем консультации со всеми главами местного самоуправления области, как лучше и эффективней построить эту работу.
Уважаемые коллеги!
Двенадцать лет, прошедших с начала экономических реформ доказывают, что лишь ценой сложения общих усилий в повседневной кропотливой работе можно обеспечить поступательное развитие южноуральской промышленности.
За прошедшее время удалось многого достигнуть. Восстановлены внутрихозяйственные и кооперационные связи, в регионе налажен рабочий диалог бизнеса и власти. Область вышла из экономической «мясорубки» с минимальными потерями.
Удалось сохранить главное – людской и ресурсный потенциал промышленности региона. Люди сегодня доверяют и власти и промышленникам. Нужен следующий реальный шаг в обеспечении конкурентоспособности промышленности и экономики региона.
Необходимо, чтобы Челябинская область стала реальным центром притяжения капитала для осуществления структурных преобразований в обрабатывающих отраслях промышленности, для развития новых производств и создания реального фундамента дальнейшего экономического роста.
Спасибо за внимание!

* * *

ДОКЛАД И.о. президента ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области «ПромАсс» Панова В.В. на отчетно-выборной конференции ассоциации «ПромАсс»

18.03.2003 года


Уважаемый Петр Иванович!
Уважаемые коллеги!
Изменения в развитии Челябинской области, структурные и отраслевые сдвиги в экономике региона, дальнейшее совершенствование федеральной законодательной базы, реструктуризация крупнейших государственных монополий настоятельно диктуют выстроить логическую систему новых приоритетов, целей и задач в деятельности нашей ассоциации. С момента начала деятельности ассоциации ПромАсс нам удалось во многом помочь в области:
- восстановления разрушенных кооперационных связей между промышленными предприятиями области; - построения конструктивных взаимоотношений с крупнейшими региональными энергетическими монополиями;
- создания системы постоянных рабочих контактов с Правительством и Законодательным Собранием Челябинской области;
- сокращения числа административных барьеров в предпринимательской деятельности, в том числе за счет сокращения числа лицензируемых видов деятельности.
Весомый вклад в достижении конкретных результатов в деятельности нашей Ассоциации принадлежит Губернатору области Петру Ивановичу Сумину, администрации области, руководителям предприятий, построивших действительно работоспособную организацию промышленников и предпринимателей области.
В то же время нельзя не замечать, что тот самый исторически сложившийся «крен» Челябинской области в сторону тяжелой промышленности, обусловленный советской индустриализацией в последние годы претерпевает значительные изменения.
1. За последние три года практически удвоен объем розничного товарооборота и платных услуг населению в регионе. По нашим экспертным оценкам он уже превышает 100 млрд.рублей в год.
2. Ежегодно удваивается, а по некоторым компаниям и утраивается число абонентов сотовой связи. Суммарные обороты таких компаний в Челябинской области составляют уже сотни миллионов долларов. Прорабатываются смелые проекты создания новых систем мобильных платежей через сотовые телефоны. Емкость бизнеса информационных технологий у нас в регионе не превышает 3% от уровня развитых стран и, следовательно, практически неограниченна и высокоперспективна.
3. Совершенно четко можно сегодня констатировать тот факт, что на уровне деклараций осталось наше намерение привлечь «длинные» инвестиций в наиболее пострадавший от последствий промышленного кризиса машиностроительный комплекс области.
Все понимают, что красивая идея в перспективе реинвестировать средства, получаемые в виде сверхдоходов от нефтегазовой ренты на развитие металлообработки и высокотехнологичных машиностроительных переделов в настоящее время не реализуема. Поэтому подавляющее большинство машиностроительных предприятий области входят в режим «выживания» со всеми вытекающими социальными последствиями.
4. Можно отметить акцент в капиталовложениях в регионе на создание мощных, европейского уровня торговых комплексов, бизнес-центров и гостиничных комплексов.
5. Идет активная работа на уровне Правительства России и регионов по подготовке к вступлению России во Всемирную Торговую организацию. Таким образом, через некоторое время все наши предприятия становятся участниками глобальной торговой сети с едиными правилами игры при значительно более низких конкурентных преимуществах.
6. Своим ходом идут процессы реструктуризации и ликвидации убыточных и неконкурентноспособных предприятий. Через процедуры реструктуризации с отсечением неэффективных бизнесов прошли ОАО «УралАЗ», ЧТЗ, Кыштымский машиностроительный завод, и еще целый ряд предприятий.
Таким образом, в Челябинской области продолжаются совершенно нормальные процессы межотраслевого перетока капитала и рабочей силы из ресурсоемкой тяжелой промышленности в потребительский сектор. Средства реинвестируются в проекты с максимальной степенью доходности или комфорта.
Реально конкурентноспособным в настоящее время является лишь металлургический комплекс области, сумевший в сжатые сроки осуществить коренное техническое перевооружение основных производственных фондов.
Не следует, однако забывать, что доходность металлургических предприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе напрямую зависит от результатов реструктуризации РАО ЕЭС, РАО «ГазПРОМ», МПС. Издержки, связанные с потребление ресурсов и услуг этих монополий превышают 50% в структуре себестоимости наших металлургов.
Наши энерготарифы вдвое меньше, чем в Германии, хотя электростанции потребляют там газ по цене в 4 раза большей, чем российскии электростанции.
Поэтому пока существует угроза реструктуризации РАОЕЭС, ГазПРОМ и МПС в интересах отраслей, а не в рамках демонополизации и снижения административных и коммерческих расходов в этом поле нам необходимо выстраивать четкое взаимодействие в РСПП, администрацией области и лично Губернатором Петром Ивановичем Суминым в подготовке предложений по реструктуризации этих федеральных компаний.
Полностью согласен с позицией Губернатора области, высказанной на совещании с Президентом по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа – нужен мораторий на рост тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий, который опережает сегодня рост цен на продукцию Челябинских предприятий и темпы инфляции.
В условиях структурной перестройки экономики региона и его интеграции в мировую экономическую системы главной задачей нашей ассоциации становится трансформация в эффективное объединение работодателей с четким осознанием собственных принципов деятельности, ответственности и правовых ограничений.
В связи с этим отдельно необходимо отметить вступление в силу федерального закона № 156-ФЗ от 27 ноября 2002 года «Об объединениях работодателей», установившего четкие границы трипартнерства и законодательную возможность защиты интересов российских работодателей (он у Вас находится на руках).
Некоторая, так долго существовавшая аморфность и расплывчатость целей объединений промышленников наконец-то устранена. Хотя, по мнению Президента Российского Союза Промышленников и предпринимателей Вольского А.И. законодатели опоздали с принятием закона, как минимум, на четыре года.
В то же время четкое правое поле деятельности для нашей организации и легальная возможность работать с законодателем (а по новому закону мы имеем полное на это право) много стоит. Мне хотелось бы напомнить уважаемым членам ПромАсс скоропостижную отмену 50-%-ной льготы по налогу на прибыль по средствам, направляемым на капитальные вложения.
Новый закон позволяет нам, в том числе и установить прямые контакты и диалог с законодательной властью. Проще участвовать в подготовке некоторых законов, чем потом бороться с негативными факторами вследствие принятия некоторых из них. Мнение работодателей может и должно быть услышано.
Принятие нового Трудового Кодекса, планы Правительства по реформированию Единой тарифной сетки, рост активности профсоюзов при низкой мобильности региональной рабочей силы позволяют предположить установление более «прозрачных», понятных и жестких взаимоотношений между организациями работников и работодателей в трудовых вопросах. Такова мировая практика и вряд ли мы будем здесь исключением из правил.
Можно предположить, что далеко не для всех предприятий по силам содержание собственной квалифицированной юридической службы, в том числе в области тарифного права, которая могла бы эффективно отстаивать интересы именно работодателей в рамках и арбитражной практики и в рамках переговорного процесса с представителями профсоюзов и органами исполнительной власти.
Безусловно, это еще одна из задач, которую необходимо решать в рамках нашей ассоциации и нового федерального закона.
Особо следует отметить, что в Челябинской области и в настоящее время продолжает существовать две абсолютно близкие по своим целям и задачам организаций работодателей – ПромАсс и СПП.
Дальнейшее такое противоестественное разделение может лишь ослабить позиции наших организаций как с юридической точки и с политической точки зрения.
Я целиком и полностью поддерживаю позицию большинства промышленников и РСПП - необходимо в режиме совместного рабочего диалога и консультаций детально рассмотреть все возможности создания единого объединения работодателей Челябинской области на базе ПромАсс и СПП.
Кстати, такой успешный прецедент слияния таких организаций уже существует в Красноярском крае. Для этого считаем целесообразным на основе переговорного процесса:
- вступить в качестве полноправного члена в РСПП (предварительная договоренность уже достигнута, требуется лишь ваше согласие, уважаемые члены ПромАсс;
- создать координационный совет по вопросам слияния СПП и ПромАсс под сопредседательством президентов этих организаций;
- поэтапно проработать все вопросы создания новой организация в рамках нового закона «Об объединениях работодателей»;
- на переходный период передать руководство нашими объединениями Координационному комитету;
- после завершения переходного периода и подготовки всех учредительных документов создать единое региональное объединение с формированием органа управления.
Не могут не затронуть проблему уплаты членских взносов. При всей их ничтожности для предприятий, являющимися членами ассоциации «ПромАсс» целый ряд наших уважаемых членов даже не считает нужным их вовремя платить.
Я напомню присутствующим, с каким позором Россию исключили за неуплату членских взносов из Международной Организации Работодателей (МОР) 1999 году, куда входит 130 различных государств и объединяющей 134 национальных союза.
От имени Правления ПромАсс вносится предложение об установлении новой дифференцированной шкалы уплаты членских взносов. Основной параметр – объем реализации (выручки) предприятий и объем совокупных активов для банков при равенстве доступа всех членов к следующим преференциям:
- защите законных интересов во взаимоотношениях с профессиональными объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
- защита товаропроизводителей от бездумного, заказного банкротства;
- участие в подготовке законодательных предложений при подготовке законопроектов и других нормативных актов;
- правовое, информационное и консультативное содействие обеспечения текущей деятельности как члена объединения работодателей;
- выработка совместных решений и предложений по инвестиционной и инновационной деятельности, кооперации и интеграции промышленного комплекса области;
- подготовке предложений по тарифной политике;
- участия в программах обеспечения занятости рабочей силы, в рамках развития системы подготовки и переподготовки кадров;
- ведения коллективных переговоров с профессиональными объединениями.
Все эти вопросы можно решать только при наличии сильной, финансово независимой организации. Нужен достойный офис с конференц-залом, квалифицированный аппарат, собственные печатные издания, активное взаимодействие на областном и российском уровне и мощная информационная поддержка.
Как вы сами понимаете без средств такую организацию не создать. В настоящий момент мы при поддержке Губернатора области создаем такой офис в центре г.Челябинска.
Актуальной продолжается оставаться для нас проблема установления эффективной обратной связи и построения работоспособной вертикали с территориальными филиалами ПромАсс.
Безусловно, для целого ряда территорий, имеющих одно, два, или максимум три предприятия создание подобных филиалов, а связи с принятием нового закона так называемых территориальных объединений в составе нашего регионального не имеет практического значения.
В то же время в наших же интересах в режиме консультаций необходима проработка целесообразности создания таких организаций в территориях, имеющих мощные профсоюзные организации и развитую промышленную инфраструктуру.
Уважаемые члены Ассоциации ПромАсс, хочу предложить вашему вниманию в сжатом виде перечень наших задач на ближайшую перспективу:
В законодательном плане
- принять участие в доработке новой редакции региональной «Концепции промышленной политики», закона области «О промышленной политике»;
- через взаимодействие с Законодательным Собранием области, депутатов Государственной Думы РФ, сенаторов от Челябинской области и РСПП принять участие по вынесению замечаний по новому проекту Таможенного Кодекса РФ и поправок в Налоговом Кодексе РФ, Российской Концепции Промышленной Политики;
- направить предложения по второму чтению закона «Об основах технического регулирования», который реформирует всю систему стандартизации и сертификации.
В организационном плане
- подготовить рабочую группу для проведения совместных переговоров по интеграции и созданию на базе ПромАсс и СПП единой региональной организации работодателей. Рабочей группе поручить в сжатые сроки выработать взаимоприемлемый механизм слияния.
- установить дифференцированную шкалу уплаты членских взносов;
- вступить полноправным членом в Российский союз промышленников и предпринимателей;
- создать новый офисный центр ПромАсс и провести подбор квалифицированных кадров, в том числе и юридических для обеспечения функционирования ассоциации и защиты интересов членов Ассоциации в рамках нового федерального закона.
В организации текущей деятельности
- принять участие в подготовке специалистов, владеющих тематикой ВТО;
- провести региональный конкурс «Лидер-бизнеса» в различных номинациях, обратить с такой инициативой к Правительству Челябинской области;
- проработать вопрос создания собственного печатного издания и разработать стратегию информационной деятельности нашей организации;
- продолжить консультации с федеральными министерствами и ведомствами и РСПП по реформе естественных монополий, проанализировать последствия присоединения России к ВТО для промышленного комплекса области;
- провести семинары и круглые столы по тематике ВТО с членами Ассоциации ПромАсс для формирования окончательного заключения;
- продолжить практику работы с фискальными органами в рамках обеспечения взаимодействия;
- обеспечить конфиденциальность информации, поступающих от предприятий – членов ПромАсс для выработки совместных управленческих решений в переговорном процессе с профсоюзными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
- принять участие в разработке Стратегии Развития Челябинской области;
- способствовать активизации выставочной деятельности членов ПромАсс.
И в завершение хотелось бы отметить, что многие из присутствующих в зале руководителей имеют не только крепкие деловые, а и, по-настоящему, дружеские контакты. Таким образом, нас объединяет сегодня не только общность с решаемых задач и проблем, поэтому «клубность» наших взаимоотношений в хорошем смысле этого слова – залог качества и эффективности принимаемых нами решений.
Любой руководитель знает, что зачастую именно на неформальных контактах строится живой диалог и взаимопонимание. Считаю, что мы с вами вполне способны сформировать не только объединение работодателей, но и настоящий клуб единомышленников, в том числе и через внедрение практики организации регулярных неформальных встреч и контактов членов нашей ассоциации.
Уважаемые члены Ассоциации ПромАсс, уверен, что только при концентрации наших с вами усилий выполнима главная на сегодняшний момент задача нашей организации – это поступательное движение вперед на основе использования имеющегося опыта и ресурса для трансформации в мощное, действующее в правовом поле объединение работодателей Челябинской области, эффективно работающее с представителями трудовых коллективов и всеми ветвями государственной власти.
Спасибо за внимание!

* * *

ДОКЛАД
Президента Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области Панова В.В. на 4-м Южно-Уральском экономическом форуме
"Возможности и перспективы стимулирования инвестиционной деятельности в Челябинской области."

15 апреля 2003 г.

Уважаемые коллеги!

Тема нашего круглого стола крайне важна и по мнению подавляющего большинства руководителей промышленных предприятий и банков является наиболее актуальной в настоящее время.

Именно в зависимости от объемов и направлений сегодняшних инвестиционных вложений в Челябинской области будет определяться на долгосрочную перспективу:

Я уже ранее отмечал перераспределение валового регионального продукта в сторону увеличения удельного веса не традиционных для нашей области, так называемых “легких" отраслей экономики, таких как розничная торговля, гостиничный и туристический бизнес. По нашим оценкам ежегодный объем услуг и товаров в этом секторе экономики достигает 100 млрд.рублей.

Следует отметить, что ряду наших предприятий удалось вывести свою продукцию в категорию наиболее успешных российских брендов (МакФА, МиассМебель, ИнСи и т.д.). Это те самые примеры, как необходимо работать в освоении и привлечении инвестиций в реальный сектор экономики.

Остановлю на некоторых основных проблемах, тормозящих, по мнению нашей Ассоциации, развитие инвестиционных процессов в регионе:

Во-первых: это отмена льготы по налогу на прибыль по средствам предприятий, направляемым на капитальные вложения. Все представители крупнейших российских финансово-промышленных группировок, РСПП отмечают этот шаг Правительства РФ как крайне ошибочный. Отмечено это и Губернатором области на последней встрече с Президентом России в Тюмени.

Во-вторых: “дороговизна" кредитных ресурсов отечественных банков, обусловленная реальной экономической ситуацией и темпами инфляции в стране. Бессмысленно рассматривать вопросы кредитования науко- и капиталоемких проектов в регионе с доходностью в 5-7% годовых при кредитной ставке в 18%. Срок окупаемости таких проектов сразу “зашкаливает" за 10-15 лет и банками, как правило, не рассматривается.

В-третьих: это дефицит детально и качественно проработанных самих инвестиционных проектов. Здесь существует две вполне реальных проблемы:

В четвертых: низкая инвестиционная активность основного аккумулятора денежных средств населения – Сбербанка РФ. Есть первые признаки того, что государство в лице Сбербанка меняет подходы в кредитовании реального сектора экономики - от кредитования оборотных в сторону кредитования капитальных вложений. Хочется пожелать нашим банкирам, чтобы процедура выдачи кредита занимала не полгода и более с предоставлением десятков справок и сведений.

В настоящее время во всех средствах массовой информации широко обсуждается вопрос перераспределения доходов от природной ренты, в первую очередь, это доходы от добычи нефти и газа в стороны наукоемких отраслей с высокой степень переработки. Президентом России озвучен и основной региона для направления этих средств – Уральский федеральный округ. Выскажу некоторые сомнения, что этот процесс пойдет быстро, поскольку:

Не стану перечислять весь спектр проблем в инвестиционной деятельности региона, думаю, что уважаемые участники нашего круглого стола меня дополнят. Следует отметить те направления, которые ПроАссс считает однозначно перспективными для стимулирования инвестиционной деятельности в Челябинской области, и, приятно отметить, что некоторые будут сегодня темой отдельных выступлений присутствующих сегодня уважаемых участников Круглого стола. Такими направлениями работы являются:

    1. Удешевление стоимости кредитных ресурсов, привлекаемых для финансирования инвестиционных проектов за счет участия западных иностранных банков под гарантию первоклассных российских банков.

    2. Создание работоспособного механизма участия страховых компаний в страховании рисков участников инвестиционной деятельности в осуществлении венчурных проектов.

    3. Дальнейшее совершенствование российской и региональной нормативной базы, в т.ч. налогового законодательства, напрямую связанного с инвестиционным процессом.

    4. Внедрение передовых технологий в разработку инвестиционных проектов для обеспечения качественного и эффективного прохождения всех этапов инвестиционного проектирования.

    5. Привлечение прямых западных инвестиций в экономику региона через создание новых производств и технологий. Сегодня, к сожалению, нет статистики, сколько новых заводов строится в Московской области западными компании. Смею вас уверить, что масштабы колоссальные и нам есть чему поучиться. Месторасположение области в центре России на границе с Сибирью, квалифицированная, относительно дешевая рабочая сила дают нам просто уникальные возможности для реализации таких проектов и переговоров с западными инвесторами.
    6. Отдельным стимулом для инвестиционной деятельности в Челябинской области по мнению нашей Ассоциации безусловно станет предстоящее вступление России во Всемирную Торговую Организацию. Плюсы и минусы уже известны и оценены ведущими российскими аналитиками. Только через создание реальной конкурентной среды можно заставить сдвинуться" некоторые наши предприятия-монополисты на тот или иной вид продукции.


    * * *

    ДОКЛАД
    Депутата Законодательного Собрания Челябинской области Панова В.В.
    на заседании Правительства Челябинской области 20 февраля 2003 г.

    Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Челябинской области с использованием сжиженного углеводородного газа.


    Уважаемый Петр Иванович и члены Правительства Челябинской области, уважаемые коллеги, гости и приглашенные!

    Современное состояние дорожно-транспортной инфраструктуры Челябинской области характеризуется стремительным ростом автомобильного транспорта. Автомобильный парк Челябинской области ежегодно увеличивается на 5-6% и насчитывает более шестисот тысяч автотранспортных средств.
    В структуре автотранспортных средств (диаграмма №1) доминируют легковые автомобили и автобусы, которые находятся в прямом контакте с населением и на долю которых приходится 83 % всего автомобильного парка региона. Массовая автомобилизация населенных пунктов области создает чрезмерные нагрузки на окружающую среду и приводит к значительному увеличению выбросов вредных веществ в атмосферу.
    На диаграмме № 2 отчетливо видно, что уже в 2000 году объем выбросов автотранспорта превысил выбросы вредных веществ крупнейших промышленных комплексов области и эта тенденция усиливается.
    В виде отработавших газов, продуктов испарения и других вредных примесей от сгорания моторных топлив в атмосферу выбрасывается более 500 тысяч тонн газообразных веществ – 43% от суммарного выброса вредных веществ в год. Высокие концентрации сернистых и азотных окислов в выхлопных газах автомобилей приводят к образованию кислотных дождей и грязевых осадков. Из - за сильного загрязнения воздуха автотранспортными средствами у 20 % людей возникают серьезные проблемы с органами дыхания; 9 % населения страдает от заболеваний кровеносной и сердечно - сосудистой систем; 5,7% - кожными заболеваниями. Развиваются врожденные пороки и нарушения психологического развития у детей.
    Изменить эту ситуацию, реально угрожающую здоровью граждан, без каких либо ограничений на использование транспорта можно только путем перевода автотранспортных средств на другие, экологически более чистые источники энергии. Интенсивные работы в этом направлении ведутся как на международном и правительственном уровне, так и в соседних с нами республиках и областях.
    На десятой сессии Европейского Экономического Комитета ООН в октябре 2000 г. делегация Российской Федерации внесла на рассмотрение проект по использованию природного газа в качестве моторного топлива в международных перевозках. В рамках проекта «Голубой коридор» предполагается решить вопросы по расширению грузовых и пассажирских перевозок с использованием газомоторного топлива по маршруту Европа – Западно-Сибирский регион России. Уже сегодня в Западной Европе газомоторным топливом можно заправиться на 10 тысячах заправочных станций и число их растет с завидным постоянством.
    В сентябре 2002 года Комиссия при Правительстве РФ по использованию природного и сжиженного в качестве моторного топлива приняла решение подготовить и вынести на широкое рассмотрение проект Концепции по использованию на транспорте природного газа в качестве моторного топлива. В соответствии с Концепцией к 2020 году парк автомобилей, работающих на газомоторном топливе, должен быть увеличен до 1 млн., а число заправочных станций должно быть более тысячи.
    Региональные Программы по использованию газа в качестве моторного топлива разработаны центральной России и действуют в Москве и Санкт-Петербурге, Липецкой, Тамбовской и Самарской областях, а таже в соседних с нами Республиках Татарстан и Башкортостан, Оренбургской, Пермской и Тюменской областях.
    Таким образом, перевод двигателей внутреннего сгорания на газовое топливо является важной, признанной в мире и подтвержденной в российской эксплуатации, социально- экологической и экономической проблемой
    Реальной альтернативой дизельному топливу и бензинам в нашем регионе может стать развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Челябинской области на основе сжиженного газомоторного топлива.
    Перевод части автотранспортных средств на газомоторное топливо решает задачу надежного топливообеспечения перевозок, снижения их себестоимости и уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
    При переводе транспортных средств на сжиженный газ: - вредность выбросов отработавших газов карбюраторных автобусов и автомобилей уменьшается на 69-73%; - на 3…8 децибел, практически в два раза, снижается уровень воздействия шума от работающих двигателей.
    Газ дешевле и для сгорания газомоторного топлива в двигателях требуется вдвое меньшее количество воздуха, чем у бензинов.Из диаграммы № 3 видно, что использование газа в качестве моторного топлива является одним из немногих экологических мероприятий, затраты на которые окупаются прямым экономическим эффектом в виде сокращения расходов на горюче-смазочные материалы.
    Остановлюсь на этом подробнее: - розничная цена сжиженного пропан-бутанового топлива вдвое ниже аналогичной цены на бензин; - стоимость переоборудования одной машины в 250-380 долларов США окупается в течение 4-7 месяцев эксплуатации; - в дальнейшем ежегодно экономия автовладельца или соответствующего муниципального бюджета составит около 800 долларов с каждой единицы транспорта; - строительство всего одной газозаправочной станции стимулирует переоборудование до 300 автомобилей с эквивалентным снижением выбросов вредных веществ в атмосферу.
    Следовательно, низкая цена сжиженного газа подтверждает экономическую целесообразность перевода муниципального транспорта на газомоторное топливо. По предварительным оценкам перевод на газовое топливо парка муниципального транспорта Челябинской области сократит расходы бюджетной системы на горюче-смазочные материалы не менее чем на 2,5 млн долларов США в год. Подавляющее большинство других экологических мероприятий являются исключительно затратными, создают дополнительную нагрузку на местные бюджеты.
    Следует отметить, что рынок автомобильного газового топлива и газовых технологий в Челябинской области не структурирован и в настоящее время развивается стихийно.На рынке сжиженного газомоторного топлива работают в основном небольшие частные фирмы, которые занимаются эксплуатацией временных заправочных станций и оснащением частных автомобилей газовыми системами.
    Хаотичное, децентрализованное развитие сети газозаправочных станций по временной схеме и пунктов по переоборудованию транспорта сказывается на качестве работ и обслуживании населения.
    Прогнозируется высокий рост потребности Челябинской области в газозаправочных станциях и газомоторном топливе. По предварительным оценкам емкость рынка газомоторного топлива за период 2003-2007 годов в нашем регионе составит не менее 60 млн долларов США.
    Из диаграммы № 4 видно, что к 2007 году количество автомобилей на газовом топливе и потребность области в сжиженном газе для автотранспорта могут возрасти минимум в три, максимум в шесть-восемь раз.
    Высокая инвестиционная привлекательность рынка газомоторного топлива позволяет обеспечить реальное привлечение дополнительных инвестиций в основной капитал Челябинской области и создание дополнительных рабочих мест.
    Добиться реального развития дорожно-транспортной инфраструктуры Челябинской области с использованием сжиженного газомоторного топлива можно через выполнение комплекса мер поддержки со стороны органов исполнительной власти, нацеленных на создание условий для переоборудования автомобилей и обеспечения автовладельцев с малыми и средними доходами дешевым и экологически чистым топливом: - необходимо создать стабильную систему поставок в Челябинскую область требуемых объемов сжиженного газа и реализовать ряд мер по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры региона; - способствовать созданию эффективного бизнеса, обеспечивающего устойчивое развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Челябинской области с использованием сжиженного газомоторного топлива.
    По поручению Губернатора области рабочей группой из представителей Законодательного Собрания области, комитета по промышленности, комитета по экономике, главного управления по радиологической и экологической безопасности и главного управления строительства и архитектуры администрации области детально проработан комплекс организационных мероприятий, позволяющих в сжатые сроки создать реальные условия для развития в регионе эффективного бизнеса с использованием сжиженного газа. Эти меры предполагается реализовать через выполнение Постановления Правительства Челябинской области.

    Cпасибо за внимание!

    * * *

    КОНСПЕКТ ДОКЛАДА
    Панова В.В. на конференции ассоциации «ПромАсс» 18.03.2003 года.


    Уважаемый Петр Иванович! Уважаемые коллеги!

    Изменения в развитии Челябинской области, структурные и отраслевые сдвиги в экономике региона, дальнейшее совершенствование федеральной законодательной базы, реструктуризация крупнейших государственных монополий настоятельно диктуют выстроить логическую систему новых приоритетов, целей и задач в деятельности нашей ассоциации.
    С момента начала деятельности ассоциации ПромАсс нам удалось во многом помочь в области:
    - восстановления разрушенных кооперационных связей между промышленными предприятиями области;
    - построения конструктивных взаимоотношений с крупнейшими региональными энергетическими монополиями;
    - создания системы постоянных рабочих контактов с Правительством и
    Законодательным Собранием Челябинской области;
    - сокращения числа административных барьеров в предпринимательской деятельности, в том числе за счет сокращения числа лицензируемых видов деятельности.
    Весомый вклад в достижении конкретных результатов в деятельности нашей Ассоциации принадлежит Губернатору области Петру Ивановичу Сумину, администрации области, руководителям предприятий, построивших действительно работоспособную организацию промышленников и предпринимателей области.
    В то же время нельзя не замечать, что тот самый исторически сложившийся «крен» Челябинской области в сторону тяжелой промышленности, обусловленный советской индустриализацией в последние годы претерпевает значительные изменения.
    1. За последние три года практически удвоен объем розничного товарооборота и платных услуг населению в регионе. По нашим экспертным оценкам он уже превышает 100 млрд.рублей в год.
    2. Ежегодно удваивается, а по некоторым компаниям и утраивается число абонентов сотовой связи. Суммарные обороты таких компаний в Челябинской области составляют уже сотни миллионов долларов. Прорабатываются смелые проекты создания новых систем мобильных платежей через сотовые телефоны. Емкость бизнеса информационных технологий у нас в регионе не превышает 3% от уровня развитых стран и, следовательно, практически неограниченна и высокоперспективна.
    3. Совершенно четко можно сегодня констатировать тот факт, что на уровне деклараций осталось наше намерение привлечь «длинные» инвестиций в наиболее пострадавший от последствий промышленного кризиса машиностроительный комплекс области.
    Все понимают, что красивая идея в перспективе реинвестировать средства, получаемые в виде сверхдоходов от нефтегазовой ренты на развитие металлообработки и высокотехнологичных машиностроительных переделов в настоящее время не реализуема. Поэтому подавляющее большинство машиностроительных предприятий области входят в режим «выживания» со всеми вытекающими социальными последствиями.
    4. Можно отметить акцент в капиталовложениях в регионе на создание мощных, европейского уровня торговых комплексов, бизнес-центров и гостиничных комплексов.
    5. Идет активная работа на уровне Правительства России и регионов по подготовке к вступлению России во Всемирную Торговую организацию. Таким образом, через некоторое время все наши предприятия становятся участниками глобальной торговой сети с едиными правилами игры при значительно более низких конкурентных преимуществах.
    6. Своим ходом идут процессы реструктуризации и ликвидации убыточных и неконкурентноспособных предприятий. Через процедуры реструктуризации с отсечением неэффективных бизнесов прошли ОАО «УралАЗ», ЧТЗ, Кыштымский машиностроительный завод, и еще целый ряд предприятий.
    Таким образом, в Челябинской области продолжаются совершенно нормальные процессы межотраслевого перетока капитала и рабочей силы из ресурсоемкой тяжелой промышленности в потребительский сектор. Средства реинвестируются в проекты с максимальной степенью доходности или комфорта.
    Реально конкурентноспособным в настоящее время является лишь металлургический комплекс области, сумевший в сжатые сроки осуществить коренное техническое перевооружение основных производственных фондов.
    Не следует, однако забывать, что доходность металлургических предприятий в краткосрочной и долгосрочной перспективе напрямую зависит от результатов реструктуризации РАО ЕЭС, РАО «ГазПРОМ», МПС. Издержки, связанные с потребление ресурсов и услуг этих монополий превышают 50% в структуре себестоимости наших металлургов.
    Наши энерготарифы вдвое меньше, чем в Германии, хотя электростанции потребляют там газ по цене в 4 раза большей, чем российскии электростанции. Поэтому пока существует угроза реструктуризации РАОЕЭС, ГазПРОМ и МПС в интересах отраслей, а не в рамках демонополизации и снижения административных и коммерческих расходов в этом поле нам необходимо выстраивать четкое взаимодействие в РСПП, администрацией области и лично Губернатором Петром Ивановичем Суминым в подготовке предложений по реструктуризации этих федеральных компаний.
    Полностью согласен с позицией Губернатора области, высказанной на совещании с Президентом по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа – нужен мораторий на рост тарифов и цен на продукцию и услуги естественных монополий, который опережает сегодня рост цен на продукцию Челябинских предприятий и темпы инфляции.
    В условиях структурной перестройки экономики региона и его интеграции в мировую экономическую системы главной задачей нашей ассоциации становится трансформация в эффективное объединение работодателей с четким осознанием собственных принципов деятельности, ответственности и правовых ограничений.
    В связи с этим отдельно необходимо отметить вступление в силу федерального закона № 156-ФЗ от 27 ноября 2002 года «Об объединениях работодателей», установившего четкие границы трипартнерства и законодательную возможность защиты интересов российских работодателей (он у Вас находится на руках). Некоторая, так долго существовавшая аморфность и расплывчатость целей объединений промышленников наконец-то устранена. Хотя, по мнению Президента Российского Союза Промышленников и предпринимателей Вольского А.И. законодатели опоздали с принятием закона, как минимум, на четыре года.
    В то же время четкое правое поле деятельности для нашей организации и легальная возможность работать с законодателем (а по новому закону мы имеем полное на это право) много стоит. Мне хотелось бы напомнить уважаемым членам ПромАсс скоропостижную отмену 50-%-ной льготы по налогу на прибыль по средствам, направляемым на капитальные вложения.
    Новый закон позволяет нам, в том числе и установить прямые контакты и диалог с законодательной властью. Проще участвовать в подготовке некоторых законов, чем потом бороться с негативными факторами вследствие принятия некоторых из них. Мнение работодателей может и должно быть услышано.
    Принятие нового Трудового Кодекса, планы Правительства по реформированию Единой тарифной сетки, рост активности профсоюзов при низкой мобильности региональной рабочей силы позволяют предположить установление более «прозрачных», понятных и жестких взаимоотношений между организациями работников и работодателей в трудовых вопросах. Такова мировая практика и вряд ли мы будем здесь исключением из правил.
    Можно предположить, что далеко не для всех предприятий по силам содержание собственной квалифицированной юридической службы, в том числе в области тарифного права, которая могла бы эффективно отстаивать интересы именно работодателей в рамках и арбитражной практики и в рамках переговорного процесса с представителями профсоюзов и органами исполнительной власти.
    Безусловно, это еще одна из задач, которую необходимо решать в рамках нашей ассоциации и нового федерального закона. Особо следует отметить, что в Челябинской области и в настоящее время продолжает существовать две абсолютно близкие по своим целям и задачам организаций работодателей – ПромАсс и СПП. Дальнейшее такое противоестественное разделение может лишь ослабить позиции наших организаций как с юридической точки и с политической точки зрения.
    Я целиком и полностью поддерживаю позицию большинства промышленников и РСПП - необходимо в режиме совместного рабочего диалога и консультаций детально рассмотреть все возможности создания единого объединения работодателей Челябинской области на базе ПромАсс и СПП.
    Кстати, такой успешный прецедент слияния таких организаций уже существует в Красноярском крае.
    Для этого считаем целесообразным на основе переговорного процесса:
    - вступить в качестве полноправного члена в РСПП (предварительная договоренность уже достигнута, требуется лишь ваше согласие, уважаемые члены ПромАсс;
    - создать координационный совет по вопросам слияния СПП и ПромАсс под сопредседательством президентов этих организаций;
    - поэтапно проработать все вопросы создания новой организация в рамках нового закона «Об объединениях работодателей»;
    - на переходный период передать руководство нашими объединениями Координационному комитету;
    - после завершения переходного периода и подготовки всех учредительных документов создать единое региональное объединение с формированием органа управления.
    Не могут не затронуть проблему уплаты членских взносов. При всей их ничтожности для предприятий, являющимися членами ассоциации «ПромАсс» целый ряд наших уважаемых членов даже не считает нужным их вовремя платить. Я напомню присутствующим, с каким позором Россию исключили за неуплату членских взносов из Международной Организации Работодателей (МОР) 1999 году, куда входит 130 различных государств и объединяющей 134 национальных союза.
    От имени Правления ПромАсс вносится предложение об установлении новой дифференцированной шкалы уплаты членских взносов. Основной параметр – объем реализации (выручки) предприятий и объем совокупных активов для банков при равенстве доступа всех членов к следующим преференциям:
    - защите законных интересов во взаимоотношениях с профессиональными объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправления;
    - защита товаропроизводителей от бездумного, заказного банкротства;
    - участие в подготовке законодательных предложений при подготовке законопроектов и других нормативных актов;
    - правовое, информационное и консультативное содействие обеспечения текущей деятельности как члена объединения работодателей;
    - выработка совместных решений и предложений по инвестиционной и инновационной деятельности, кооперации и интеграции промышленного комплекса области;
    - подготовке предложений по тарифной политике;
    - участия в программах обеспечения занятости рабочей силы, в рамках развития системы подготовки и переподготовки кадров;
    - ведения коллективных переговоров с профессиональными объединениями.
    Все эти вопросы можно решать только при наличии сильной, финансово независимой организации. Нужен достойный офис с конференц-залом, квалифицированный аппарат, собственные печатные издания, активное взаимодействие на областном и российском уровне и мощная информационная поддержка.
    Как вы сами понимаете без средств такую организацию не создать. В настоящий момент мы при поддержке Губернатора области создаем такой офис в центре г.Челябинска.
    Актуальной продолжается оставаться для нас проблема установления эффективной обратной связи и построения работоспособной вертикали с территориальными филиалами ПромАсс.
    Безусловно, для целого ряда территорий, имеющих одно, два, или максимум три предприятия создание подобных филиалов, а связи с принятием нового закона так называемых территориальных объединений в составе нашего регионального не имеет практического значения.
    В то же время в наших же интересах в режиме консультаций необходима проработка целесообразности создания таких организаций в территориях, имеющих мощные профсоюзные организации и развитую промышленную инфраструктуру.
    Уважаемые члены Ассоциации ПромАсс, хочу предложить вашему вниманию в сжатом виде перечень наших задач на ближайшую перспективу:
    В законодательном плане:
    - принять участие в доработке новой редакции региональной «Концепции промышленной политики», закона области «О промышленной политике»;
    - через взаимодействие в с Законодательным Собранием области, депутатов Государственной Думы РФ, сенаторов от Челябинской области и РСПП принять участие в вынесению замечаний по новому проекту Таможенного Кодекса РФ и поправок в Налоговом Кодексе РФ, Российской Концепции Промышленной Политики;
    - направить предложения по второму чтению закона «Об основах технического регулирования», который реформирует всю систему стандартизации и сертификации.
    В организационном плане:
    - подготовить рабочую группу для проведения совместных переговоров по интеграции и созданию на базе ПромАсс и СПП единой региональной организации работодателей. Рабочей группе поручить в сжатые сроки выработать взаимоприемлемый механизм слияния;
    - установить дифференцированную шкалу уплаты членских взносов;
    - вступить полноправным членом в Российский союз промышленников и предпринимателей;
    - создать новый офисный центр ПромАсс и провести подбор квалифицированных кадров, в том числе и юридических для обеспечения функционирования ассоциации и защиты интересов членов Ассоциации в рамках нового федерального закона.
    В организации текущей деятельности:
    - принять участие в подготовке специалистов, владеющих тематикой ВТО;
    - провести региональный конкурс «Лидер-бизнеса» в различных номинациях, обратить с такой инициативой к Правительству Челябинской области;
    - проработать вопрос создания собственного печатного издания и разработать стратегию информационной деятельности нашей организации;
    - продолжить консультации с федеральными министерствами и ведомствами и РСПП по реформе естественных монополий, проанализировать последствия присоединения России к ВТО для промышленного комплекса области;
    - провести семинары и круглые столы по тематике ВТО с членами Ассоциации ПромАсс для формирования окончательного заключения;
    - продолжить практику работы с фискальными органами в рамках обеспечения взаимодействия;
    - обеспечить конфиденциальность информации, поступающих от предприятий – членов ПромАсс для выработки совместных управленческих решений в переговорном процессе с профсоюзными органами, органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
    - принять участие в разработке Стратегии Развития Челябинской области;
    - способствовать активизации выставочной деятельности членов ПромАсс.
    И в завершение хотелось бы отметить, что многие из присутствующих в зале руководителей имеют не только крепкие деловые, а и, по-настоящему, дружеские контакты. Таким образом, нас объединяет сегодня не только общность с решаемых задач и проблем, поэтому «клубность» наших взаимоотношений в хорошем смысле этого слова – залог качества и эффективности принимаемых нами решений.
    Любой руководитель знает, что зачастую именно на неформальных контактах строится живой диалог и взаимопонимание. Считаю, что мы с вами вполне способны сформировать не только объединение работодателей, но и настоящий клуб единомышленников, в том числе и через внедрение практики организации регулярных неформальных встреч и контактов членов нашей ассоциации.
    Уважаемые члены Ассоциации ПромАсс, уверен, что только при концентрации наших с вами усилий выполнима главная на сегодняшний момент задача нашей организации – это поступательное движение вперед на основе использования имеющегося опыта и ресурса для трансформации в мощное, действующее в правовом поле объединение работодателей Челябинской области, эффективно работающее с представителями трудовых коллективов и всеми ветвями государственной власти.
    Спасибо за внимание!

    * * *

    ДОКЛАД
    Внешнего управляющего — генерального директора ОАО «УралАЗ» Панова В. В. на заседании ассоциации «ПромАсс»

    15.03.2002 г.
    г. Магнитогорск

    Уважаемый Петр Иванович!
    Уважаемые коллеги и единомышленники!

    На сегодняшнем заседании хотелось бы поделиться отдельными соображениями и идеями о проблемах и перспективах развития промышленности Челябинской области.
    Ни для кого из здесь присутствующих не является секретом, что в настоящий момент промышленный комплекс области испытывает значительные трудности в своем развитии. Макроэкономические причины известны, нет смысла их еще раз повторять.
    Могу лишь добавить, что сокращение потребностей и емкости внутрироссийского рынка в продукции автомобилестроения, а конкретно на рынках сбыта большегрузной и полноприводной техники, производимой Уральским автомобильным заводом, уже привело к сокращению объемов производства практически на четверть, со всеми вытекающими экономическими и социальными последствиями для предприятия и города Миасса в 1 квартале 2002 года.
    Уповать только на экспортную составляющую и азиатский рынок на фоне последних демаршей со стороны США в отношении отечественной металлургии и общей политической ситуации в азиатском регионе — а именно этот регион является традиционным экспортером для нашего предприятия — значит противоречить здравому смыслу.
    Следует особо отметить, что за время устойчивого экономического роста на предприятии за прошедшие три года потребность предприятия, обремененного долгами перед кредиторами, в масштабных инвестициях на техперевооружение и модернизацию основных фондов только усилилась.
    Убежден, что подобная ситуация существует сегодня практически на всех предприятиях машиностроительной отрасли Челябинской области. Невозможно в сжатые сроки на существующих изношенных производственных мощностях одновременно нарастить выпуск продукции и одновременно без реальных инвестиций в основной капитал произвести качественное обновление основных.
    Надеюсь, что в рамках реализации соглашения между Губернатором области и группой «Сибирский алюминий» такие источники будут найдены, и вновь созданное дочернее предриятие — «Автомобильный завод «Урал» сможет вплотную приступить к структурной перестройке производственных мощностей.
    В тоже время не стоить питать иллюзии на приток инвестиций со стороны крупного российского корпоративного капитала — там достаточно своих внутренних проблем.
    Поэтому состояние равновесия в промышленном комплексе региона и сохранение и закрепление имеющихся перспективных тенденций в экономике региона в целом, и машиностроительной отрасли в частности, нуждается сегодня в дополнительном импульсе через создание новых эффективных инструментов и механизмов в развитии системы внутриобластной и межрегиональной кооперации.
    Такими инструментами и механизмами могут стать:Во-первых: реальная работа в течение последних двух лет по внедрению интегрированной системы управления БААН-4 на ОАО «УралАЗ» и системы «Фигаро» на ОАО «Завод Строммашина» позволила детально проанализировать ряд проблемных направлений в управлении предприятием и определить точки роста.
    Эта работа объективно необходима не только на металлургических предприятиях, где эта работа уже успешно проведена, а в первую очередь на предприятиях машиностроительной отрасли имеющих несколько технологических переделов, обширный перечень комплектующих.
    Аксиомой сегодня является утверждение, что суммы потерь от неэффективных способов управления предприятием значительно превышают суммы необходимых вложений в постановку нормального управленческого учета.
    Во-вторых: вымывание и старение интеллектуального потенциала области, и в первую очередь инженерных кадров привело к тому, что предприятия вплотную уже столкнулись с проблемой обновления и ротации кадров. Сегодня только за счет бюджетных средств и реализации региональных программ эту проблему не решить. Следовательно, в коренном пересмотре нуждаются подходы к оплате труда молодых специалистов и их социальным проблемам на промышленных предприятиях. Такие решения, наверное, можно и нужно принимать в рамках действующей областной трехсторонней комиссии с участием представителей вузов.
    В-третьих: создание единых технологических и сбытовых связей между металлургическим и машиностроительным комплексом, в том числе в рамках единых вертикально-интегрированных и горизонтально-интегрированных корпоративных структур. Считаю, что есть все основания утверждать, что мощный потенциал металлургической отрасли региона вполне может быть задействован для расширения сбыта, размещения заказов на наших машиностроительных предприятиях.
    Во-четвертых: направление имеющихся в области инвестиционных ресурсов на развитие, диверсификацию, а там, где это необходимо и на восстановление промышленного потенциала предприятий области, в том числе и проблемных. Уверен, что эти ресурсы есть, в том числе и в региональной банковской системе.
    Считаю необходимым отметить, что штат антикризисных управляющих, за редким исключением, в силу законодательной специфики своей деятельности, не заинтересован в развитии производственной деятельности предприятия. Поэтому я убежден, что без эффективных собственников на предприятиях никогда не достичь желаемого результата. Реальную работу в этом направлении может эффективно вести лишь имеющий огромный опыт работы в промышленности тот самый «директорский корпус» предприятий области. Другими словами говоря: мы с Вами.
    В-пятых: на личном опыте пришлось убедиться в рамках реструктуризации и создания отдельных бизнесов на базе ОАО «УралАЗ» — на сегодняшний день за счет пробелов в действующем законодательстве не существует эффективного механизма передачи активов крупных предприятий в рамках расчетов с бюджетной системой в собственность государства, и через государство, соответственно, новым собственникам. Правительство в настоящий момент не заинтересовано в таких вложениях и в реальном доступе в управлению предприятиями. Это управление может осуществлять и через региональные властные структуры и через механизмы доверительного управления. В результате такие активы вполне могут быть проданы за бесценок и с молотка, безусловно интересы бюджета от этого только пострадают.
    Считаю, что создание законодательной базы для урегулирования таких вопросов совершенно необходимо.
    Завершая свое выступление, считаю необходимым отметить, что только за счет консолидации усилий всех — Правительства области, руководителей передовых предприятий отраслей экономики области можно добиться реального результата для избежания потенциальных кризисных и опасных моментов в развитии промышленности области и создать устойчивую и сбалансированную модель взаимодействия на основе взаимовыгодных корпоративных отношений.
    Спасибо за внимание !

    * * *

    УРАЛАЗ

    Наверх

    На главную