Персональный сайт Александра Карлова

ИТОГИ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ НА УРАЛАЗЕ


21 ноября 2002 года Арбитражный суд Челябинской области утвердил решение собрания кредиторов ОАО «УралАЗ» о заключении мирового соглашения. Вследствие этого вердикта производство по делу о несостоятельности Уральского автозавода было прекращено, предприятие вступило в правовое поле российского закона «Об акционерных обществах»

Политика маркетинга в период внешнего управления.

Успешное продвижение на рынке продукции ОАО «УралАЗ» безусловно является результатом грамотной маркетинговой политики предприятия. В 1999 году ОАО «УралАЗ» приступил к реализации стратегии маркетинга на рынках РФ и СНГ, приоритетными направлениями которой являются: удержание лидерства на рынке полноприводной автотехники, выход на рынок большегрузных автомобилей общетранспортного назначения и повышение эффективности работы предприятия. В рамках стратегии маркетинга на рынках РФ и СНГ планируется заключить соглашения с основными ресурсодобывающими компаниями, наладить тесную связь с потребителями по регионам с целью расширения географии продаж, расширить товаропроводящую сеть, с учётом анализа предложений потребителей разработать рекомендации по выпуску серийных автомобилей и производству новых видов автотехники.


В 2000 - 2001 гг. ОАО «УралАЗ» значительно расширил географию поставок и количество выпускаемой специальной автотехники на шасси «Урал» с оборудованием лесозаготовительного и нефтегазодобывающего комплексов, в число которых входят: агрегаты для сбора газового конденсата, нефти и неагрессивных жидкостей, агрегаты для ремонта и депарафинизации нефтяных скважин, для наземного ремонта водоводов, передвижные перепроизводящие установки, лесовозы, сортиментовозы с гидроманипулятором, автоцистерны, топливо-заправщики и другая автоспецтехника.
Свидетельством стабильности качества продукции уральских автомобилестроителей как для внешнего, так и внутреннего потребления являются полученные коллективом завода повторные сертификаты на систему качества от немецкой фирмы ТUV-CERT и от Госстандарта России, а также сертификат, полученный в 2000 г. в «Военном регистре» России.
Для технического обслуживания, гарантийного ремонта автомобилей, обеспечения запасными частями в 1999 г. создана фирма «УралАЗавтосервис», которая располагает широкой сетью автоцентров в различных регионах России и стран СНГ.

Техническая политика в период внешнего управления.

Переход на бюджетное планирование в период внешнего управления позволил автозаводу осуществить ряд мероприятий по обновлению техники и технологии производства. Введена в строй автоматическая формовочная линия в литейном производстве, оборудование катафорезного грунтования, сварочное оборудование для изготовления кузовов-фургонов. Новые технологии позволяют Уральскому автозаводу выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую мировым стандартам.


За период внешнего управления проводились работы по реконструкции и техперевооружению производств завода, целью которых было: обновление устаревшего оборудования; капитальный ремонт зданий; снижение травматизма на производстве; улучшение условий труда работающих; снижение себестоимости выпускаемой продукции; освоение новых видов продукции и создание новых рабочих мест; обеспечение бесперебойного теплоснабжения города и завода. В частности, были проведены следующие работы:

Всего за период внешнего управления проведено работ по реконструкции и техперевооружению производства на сумму 938,5 млн. руб.

За период Внешнего управления при участии инженерных служб проведены следующие работы:
  1. Расширена номенклатура автомобилей и шасси по требованиям потребителей, включая новые модели «Урал-6361» (6x6) и «Урал-5323» (8x8), что позволило на смежных заводах освоить более 20 типов спецтехники, 22% продукции в 1999 г. поставить на экспорт, восстановить практику крупных поставок автотехники в регионы.
  2. Проводились опытно-конструкторские работы и параллельное освоение производства спецтехники, имеющей более высокие качественные параметры по сравнению с аналогами.
  3. Принято решение и имеется программа работ по разработке и организации производства нового семейства тяжелых полноприводных грузовиков.
  4. Предложения ОАО «УралАЗ» включены в разработанную Министерством экономики совместно с предприятиями отрасли Федеральную программу развития автомобильной промышленности России на период до 2010 года.
  5. С основным поставщиком силовых агрегатов - ОАО «Автодизель», г. Ярославль -согласована совместная программа по разработке и освоению перспективных силовых агрегатов для автомобилей «Урал» на период до 2010 года.
  6. С основным заказчиком по линии силовых ведомств - Министерством обороны - разработано совместное решение по перспективам создания и освоения производства армейских автомобилей «Урал».
  7. Разработана концепция технологического развития производств завода, которая направлена на сокращение сроков и снижение условий затрат при освоении новых видов продукции.


Работы по НИОКР, выполненные в период внешнего управления.


В 1999 году на ОАО «УралАЗ» утверждены Основные стратегические направления развития типажа автомобилей «Урал» на период до 2010 г. Приняты следующие направления развития продукции ОАО «АЗ «Урал»:
  1. Совершенствование серийных автомобилей с обеспечением:
    • выполнения требований сертификации;
    • увеличения надежности и ресурса в эксплуатации.
  2. Разработка и постановка на производство новой гаммы транспортных полноприводных автомобилей бескапотной компоновки увеличенной грузоподъемности (10 - 12 тонн), в том числе со сдвоенной установкой колес.
  3. Семейство автомобилей многоцелевого назначения классов грузоподъемности 6 и 10 тонн.
  4. Семейство большегрузных автомобилей полной массой до 33,5 тонн.
  5. Разработка спецтехники:
    • кузов-фургон;
    • шнекороторный снегоочиститель;
    • комбинированная дорожная машина.
    Предлагаемый типаж автомобилей позволит полностью удовлетворить потребности потребителей в полноприводной технике, увеличить объем производства на ОАО «АЗ «Урал"» до 15 тыс. автомобилей в год и обеспечить загрузку предприятия до 2010 года.

    Разработка и освоение новых видов техники за период внешнего управления.


    Автомобили с колесной формулой 8x8 модели 532301/532302.

    Автомобиль модели 532361/532362 бортовой, грузоподъемностью 10 т. с короткой/длинной кабиной, с двигателем ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. Автомобиль модели 542301/542302 предназначен для движения по всем видам дорог и местности.

    Автомобильное длиннобазовое шасси грузоподъемностью 15 т. с короткой/длинной кабиной. Автомобиль предназначен для движения по всем видам дорог и отдельным участкам местности. Конструкция шасси позволяет размещать спецоборудование, которое ранее перевозилось на автомобилях КрАЗ.
    Седельный тягач 542362 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 10 т с короткой/длинной кабиной. Автомобиль предназначен для буксирования полуприцепов по всем видам дорог и местности.
    Седельный тягач 532303 с нагрузкой на седельно-сцепное устройство 14 т с длинной кабиной. Автомобиль предназначен для буксирования полуприцепов по всем видам дорог.
    Специальное шасси с бронекабиной. Автомобиль предназначен для движения по всем видам дорог и местности. Броня обеспечивает защиту экипажа от огня стрелкового оружия.
    Автомобили с колесной формулой 6x6 с кабиной «Р":
    Модель 636101-02.
    Автомобиль бортовой грузоподъемностью 11,5 т, с длинной кабиной, с двигателем ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с. соответствующим требованиям «Евро-2». Автомобиль соответствует всем требованиям по сертификации для получения одобрения типа транспортного средства сроком на 3 года. Автомобиль предназначен для движения по дорогам I-IV категории.
    Модель 636141-02.
    Седельный тягач с нагрузкой на седельно-сцепное устройство до 11 т, с длинной кабиной, с двигателем ЯМЗ-7601 мощностью 300 л.с., соответствующим требованиям «Евро-2». Автомобиль соответствует всем требованиям по сертификации для получения одобрения типа транспортного средства сроком на 3 года. Автомобиль предназначен для буксирования полуприцепов по дорогам I-IV категории.
    Модель 6361-01.
    Автомобиль бортовой грузоподъемностью 10 т с короткой кабиной, с двигателем КамАЗ-740.11-240 мощностью 240 л.с. соответствующим требованиям «Евро-1». Автомобиль унифицирован с серийными автомобилями «Урал».

    Автомобили с колесной формулой 6x6:
    Модель 6361-01.
    Автомобиль с двигателем ЯМЗ-236БЕ2 мощностью 250 л.с., соответствующим требованиям «Евро-2». Конструкция по основным узлам унифицирована с автомобилями семейства 6361-02 и позволяет иметь на одном шасси автомобили капотной и бескапотной компоновки, различного назначения. Автомобиль предназначен для движения по всем видам дорог и местности.
    Модель 4320-41.
    Автомобиль с двигателем ЯМЗ-236НЕ2 мощностью 230 л.с., соответствующим требованиям «Евро-2». Конструкция унифицирована с серийными автомобилями «Урал».

    Автобусы специальные 3255, 32551, 32552 на базе шасси автомобилей «Урал-4320», «Урал-43206» и длиннобазовом шасси «Урал-4320-1911». Автобусы рассчитаны на 22 и 30 пассажиров соответственно.
    На базе автобусов разрабатывается семейство кузовов-фургонов различного назначения:
    • пассажирские модификации;
    • грузопассажирские модификации;
    • ремонтные мастерские.

    Модель 432009 - шасси специальное защищенное (с бронекабиной) на базе автомобиля «Урал-4320». Броня обеспечивает защиту от стрелкового оружия, как экипажа, так и моторного отсека.
    Модель 432069 - шнекороторный снегоочиститель на базе автомобиля «Урал-43206». Использование одного двигателя ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. для привода автомобиля и снегоочистителя позволяет получить высокие рабочие характеристики и простую и эффективную конструкцию.

    * * *

    События 1998 - 2001 гг.

    Уральский автомобильный завод, крупнейший производитель автомобилей известной в стране и за рубежом марки «Урал», из-за неверно выбранной технической, экономической и торговой политики заводской администрации в 1997 году находился в глубоком финансовом кризисе:

    • объем производства резко сократился;
    • зарплата двадцатитысячному коллективу завода не выплачивалась в течение нескольких лет;
    • задолженность поставщикам и по налогам превышала 3 миллиарда рублей;
    • реализация готовой продукции осуществлялась в форме бартера и зачетов и «размывалась» по многочисленным предприятиям-посредникам;
    • денежных и оборотных средств предприятие не имело;
    • к 1998 году автозавод оказывается в предбанкротном состоянии.

    14 октября 1998 года на «УралАЗе» Арбитражным судом Челябинской области было введено внешнее управление.
    Выполнение за период внешнего управления комплекса мероприятий, направленных на финансовое оздоровление предприятия, обеспечило следующие показатели:
    • многолетняя задолженность по выплате заработной платы двадцатитысячному коллективу градообразую-щего предприятия ликвидирована к 2000 году, и с этого периода текущая зарплата работникам выплачивается полностью. Более того, средняя заработная плата работников предприятия увеличилась в 3,6 раза;
    • вторичный рынок сбыта, реализация автомобилей «Урал» посредникам и бартер ликвидированы в первый же год внешнего управления;
    • автомобили «Урал» производятся под конкретных заказчиков и пользуются спросом у потребителей;
    • работа с поставщиками и смежниками отлажена;
    • с июня 1999 года Уральский автозавод начал работать рентабельно;
    • значительно выросли объемы производства и сбыта автотехники «Урал»:
      за 1998 год автозавод реализовал 2500 автомобилей,
      за 1999 год - 5 500,
      за 2000 год - 8 500,
      за 2001 год - 10 000 автомобилей
      . Квартальный выпуск автотехники по сравнению с показателями 1998 года увеличен в 8 раз, при 100% обеспечении их реализации. Из 10000 автомобилей «Урал», собранных на конвейере автозавода в 2001 году, каждый четвертый - экспортный.
      Текущие платежи по налогам осуществляются ежемесячно с 2000 года, значительно сокращена задолженность по налогам. В 2000 году уровень перечисления денежных средств по обязательным платежам в бюджеты всех уровней вырос на 241% по отношению к 1999 году, что имеет особую значимость, так как автозавод является крупнейшим налогоплательщиком в бюджеты всех уровней.
      Oсуществляется активная техническая политика: осваиваются и производятся под конкретные заказы новые модификации автомобилей марки «Урал», совершенствуется модельный ряд спецтехники.

      К 2001 году Уральский автозавод стал перспективным и сбалансированным по экономическим показателям предприятием, успешно конкурирующим на рынке и способным приносить доход, марка «УралАЗ» известна по всему миру. ОАО «Уральский автомобильный завод» с 2000 года ежегодно входит в число двухсот крупнейших по объемам производства предприятий России.
      Достижение этих беспрецедентных результатов стало возможным не только благодаря высокопрофессиональному антикризисному управлению команды менеджеров внешнего управляющего, самоотверженному труду многотысячного коллектива Уральского автозавода, но и благодаря Федеральной службе России по банкротству и финансовому оздоровлению, Министерству экономики, Министерству финансов, Министерству обороны Российской Федерации, Администрации Челябинской области, Мэрии г. Миасса.

      Опыт арбитражного управления на ОАО «УралАЗ» является уникальным примером, когда удалось не только сохранить крупнейшее предприятие по производству автотехники как единый комплекс, но и значительно повысить рентабельность и инвестиционную привлекательность предприятия.
      В течение 1999 года были практически реализованы мероприятия по оздоровлению автозавода, предусмотренные планом внешнего управления, что позволило перейти к следующему этапу - реструктуризации производства путем создания самостоятельного дочернего предприятия «Автомобильный завод «Урал».
      Новое предприятие с июня 2001 года осуществляет производство автомобилей марки «Урал» и может эффективно работать, сохраняя заложенные автозаводчанами традиции прогресса.
      К концу 2001 года «УралАЗ» полностью рассчитался с кредиторами первой, второй и третьей очереди. Определены способы погашения оставшейся кредиторской задолженности.
      Сегодня командой менеджеров «УралАЗа» активно решается основная задача завершающего этапа процедуры арбитражного управления - погашение кредиторской задолженности, максимальное удовлетворение требований кредиторов «УралАЗа».

      * * *

      Этапы реструктуризации производства


      Градообразующий характер такого крупного машиностроительного предприятия, как ОАО «УралАЗ», потребовал установления в качестве цели внешнего управления восстановления экономической состоятельности предприятия - обеспечение после расчетов с кредиторами возможности его успешной рентабельной деятельности на рынке автотехники при сохранении большей части рабочих мест.

      Поэтому в Дополнении к Плану внешнего управления ОАО «УралАЗ» предусмотрено большее число мер для достижения целей внешнего управления, чем содержится в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)»:
      • реструктуризация производства предприятия;
      • оптимизация структуры управления и создание информационной системы, удовлетворяющей ближайшие и перспективные потребности управления предприятием;
      • оптимизация численности персонала и совершенствование организации заработной платы;
      • ликвидация дебиторской задолженности и возврат долгосрочных финансовых вложений;
      • вывод части имущества должника.

      1999 г.

      В дополнение и уточнение порядка реструктуризации производства, предусмотренного Планом внешнего управления ОАО «УралАЗ», в качестве первого этапа реструктуризации производства с учетом особого значения продукции предприятия для обороноспособности государства и требований, предъявляемых к мощностям, используемым для ее производства, решено учредить Открытое акционерное общество «Автомобильный завод «Урал"». В уставный капитал этого Общества предусмотрено внести имущественные комплексы практически всех основных цехов и большинства обслуживающих подразделений.


      1999-2000 гг.

      • Проведена независимым оценщиком оценка стоимости имущества, которое будет внесено в уставные капиталы «дочерних» обществ, создаваемых в ходе реструктуризации производства, предусмотренной Планом внешнего управления.
      • При этом до момента учреждения самостоятельных хозяйственных обществ существующие производственные подразделения намечено преобразовать в центры прибыли. Это обеспечивает плавность преобразований и правильность подбора кадров, позволяет отработать экономические взаимоотношения в условиях сохранения всех рычагов управления у Внешнего управляющего.

      2000-2001 гг.

      • Осуществляемая в соответствии с Планом внешнего управления реструктуризация ОАО «УралАЗ» наряду с решением задачи расчетов с кредиторами способствует восстановлению:
      • собственных оборотных средств как обязательного условия восстановления экономической состоятельности предприятия.
      • Реструктуризация производства становится основным методом привлечения оборотных средств как через участие инвесторов в уставных капиталах «дочерних» акционерных обществ, так и с помощью продажи акций таких обществ.
      • До продажи акций ОАО «Автомобильный завод «Урал"» в период внешнего управления полномочия всех органов управления как ОАО «УралАЗ», так и ОАО «Автомобильный завод «Урал"» в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» находятся в ведении Внешнего управляющего. Это обеспечивает соблюдение интересов кредиторов в течение всего периода внешнего управления.


      2001 г.

      Созданное в ходе реструктуризации производства дочернее общества ОАО «УралАЗ» - ОАО «Автомобильный завод «Урал"» - со 2 квартала 2001 г. осуществляет производство автомобилей марки «Урал».

      • ОАО «Автомобильный завод «Урал» является самодостаточным автомобилестроительным предприятием, представляющим интерес для инвесторов - акционеров этого предприятия, одним из которых должно стать государство.
      • В соответствии с Планом внешнего управления ОАО «Автомобильный завод «Урал"» должно обеспечить производство автомобилей, количество и характеристики которых отвечают требованиям рынка и целям стратегической безопасности России.
      • Государство может стать собственником инвестиционно привлекательного, сбалансированного бизнеса, имея при этом контролирующие функции акционера. Это позволяет решить как основную региональную социальную задачу - сохранение большинства рабочих мест, так и общероссийскую задачу - сохранение оборонных мощностей.
      • При реструктуризации и учреждении самостоятельного дочернего общества ОАО «Автомобильный завод «Урал"» были учтены особенности управления крупным машиностроительным предприятием:
        1. Необходимость максимального сближения интересов менеджеров высшего и среднего звена с интересами собственников, в том числе - государства. Одной из причин несостоятельности ОАО «УралАЗ» явилось несоблюдение этого требования. Формирование производств как почти самостоятельных и слабо контролируемых предприятий при наличии у высших менеджеров возможности обеспечивать свое благополучие фактически независимо от положительных или отрицательных результатов деятельности ОАО «УралАЗ» в целом, позволило руководителям среднего звена управления отдавать предпочтение своим интересам в ущерб интересам акционеров.
        2. Одним из обязательных условий установления действенного контроля за деятельностью менеджмента является внедрение такой современной информационной системы, как BAAN. Информационная система BAAN позволит удовлетворить многие потребности управления и функции надежного информационного обеспечения, без которого невозможен современный уровень управления крупным машиностроительным предприятием. Убытки от результатов производственной деятельности, хищения, выявленные в периоды наблюдения и внешнего управления на ОАО «УралАЗ», во многом явились следствием отсутствия такого информационного обеспечения.
        3. Ориентация на постоянное увеличение сбыта продукции, что требует анализа и прогнозирования рынка автомобилей в сочетании с подготовкой и реализацией управленческих решений на основе ведения взаимоувязанных финансовых, материальных, трудовых и других балансов.
        4. Для удержания ведущих позиций Уральского автозавода по полноприводной автотехнике намечено увеличение объема конструкторских и исследовательских работ для внедрения в серийное производство блокировки межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов, совершенствование всей системы управления качеством продукции, организация серийного производства автомашин колесной формулы 8x8 (в том числе 8x6) в сочетании с постоянными маркетинговыми исследованиями.

      * * *
      Производственные показатели 1998 – 2000 гг.

      С введением внешнего управления в сентябре 1998 года Уральский автомобильный завод прошёл процедуру финансового оздоровления экономики, результатом которой является динамичный рост производства продукции, при 100% обеспечении реализации. Объём экспортных поставок составил в 2001 году более 20% от общего объёма производства. Удалось значительно расширить адреса зарубежных потребителей продукции ОАО «УралАЗ» - в настоящее время автомобили «Урал» трудятся более чем в 40 странах мира.

      Автомобили и технологии

      Наверх к Панову

      На главную

      Hosted by uCoz