Персональный сайт Александра Карлова

ДОКЛАД
Президента «Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области – «ПромАсс» ПАНОВА В.В.на V съезде свободных предпринимателей Челябинской области

19ноября 2003 года
Челябинск

Уважаемые коллеги, господа предприниматели!
Сердечно приветствую Вас и благодарю за предоставленную возможность выступить на столь представительном форуме.
Основные причины, побудившие меня выступить на Вашем съезде, следующие:
1. Закрепление рыночных тенденций роста экономики Челябинской области нуждается в дополнительных импульсах и инвестициях, прежде всего в производственных отраслях экономики региона.
2. Необходимы дополнительные меры по техническому перевооружению крупных предприятий и созданию новых производств, нацеленных на расширение выпуска конкурентоспособной продукции.
3. Требуется активизация взаимодействия всех субъектов экономической деятельности по более продуктивному развитию эффективных бизнесов и созданию новых рабочих мест в рамках областной кооперации.
Власть, бизнес и общество "обязаны вместе двигаться вперед, быть на мировом рынке сильными, действительно конкурентоспособными", заявил Президент России Владимир Путин, выступая недавно на XXIII съезде Российского союза промышленников и предпринимателей.
Это обращение Президента РФ в полной мере относится и к нашей повседневной работе. А планы Президента РФ по удвоению ВВП к 2010 году требуют от нас консолидации усилий предпринимательства, структур малого и среднего бизнеса с крупным промышленным капиталом и органами власти в деле ускорения социально-экономического развития Челябинской области.
Как подчеркнул глава государства на съезде, мы "должны совместными усилиями сделать жизнь людей экономически благополучной, их достаток весомым, а условия работы - стабильными и предсказуемыми».
Челябинская область сохраняет устойчивую промышленную ориентацию - доля промышленного комплекса региона составляет более 43% валового регионального продукта.
Вместе с тем исторический крен Челябинской области в сторону тяжелой промышленности претерпевает серьезные изменения с акцентом на развитие предпринимательства в потребительском секторе экономики:
  • За три года удвоен объем розничного товарооборота и платных услуг населению.
  • Развиваются нормальные процессы межотраслевого перетока капитала и рабочей силы из тяжелой промышленности в потребительский сектор, где традиционно сильны позиции малого бизнеса.
  • Акцент в капиталовложениях региона смещается на создание мощных торговых комплексов европейского уровня, предприятий связи и транспорта, сферы автоуслуг и бытового обслуживания населения.
  • Хорошо, что за последние годы максимально уменьшен объем лицензируемых видов деятельности, введен единый налог в сфере малого предпринимательства, снижаются процентные ставки по займам благодаря поддержке региональных властей. Для нас важно, чтобы эти преобразования улучшали инвестиционный климат в регионе, обеспечивали занятость населения и рост его доходов.
    Тем не менее, на пути малого бизнеса еще остаются сложные проблемы от прямого воздействия государства, а именно:
  • несовершенство градостроительного кодекса, когда для получения разрешения на строительство требуется не один десяток подписей;
  • многочисленные контрольно-разрешительные процедуры прямого воздействия при организации производственной деятельности;
  • отсутствие реальных стимулов для предпринимателей при инвестировании в основной капитал.
  • Понятно, что малый бизнес не обладает необходимыми возможностями, чтобы изменить ситуацию в лучшую для себя сторону, своевременно и в полном объеме получать доступ к необходимым ресурсам для организации собственного дела.
    Такие ресурсы сегодня есть у крупного промышленного капитала, и мы готовы на первом этапе стать своего рода гарантом на пути развития малого и среднего бизнеса в сфере производственных инвестиций.
    Остановлюсь на этом вопросе подробнее.
  • Производственные мощности региональной промышленности и строительства чрезмерно велики.
  • Некоторые предприятия, отягощенные содержанием избыточных мощностей и грузом социальных проблем, останавливаются в своем развитии и в рамках сложившихся технологий стремятся выжить за счет доставшихся в наследство рыночных позиций.
  • Очевидно, что отдельные крупные предприятия не смогли, а по большому счету и не смогут самостоятельно обновить основные фонды, разработать и освоить в производстве новые виды продукции без дополнительных импульсов в структурную перестройку производства.
    По нашему мнению такими импульсами могут стать:
  • маркетинговая оценка возможностей использования незагруженных мощностей;
  • реструктуризация предприятий с выделением перспективных производств в эффективные бизнесы;
  • оптимизация мобилизационных мощностей;
  • инвентаризация основных фондов и оформление прав собственности на них;
  • вывод производственных площадей из производства.
  • Мы полагаем, что проведение подобных мероприятий позволит:
  • Снизить издержки производства и освободить финансовые ресурсы самих предприятий для технического перевооружения и инвестиций в основной капитал.
  • Сформировать банк данных по высвобождаемым мощностям и производственным территориям для последующего использования в инвестиционных проектах;
  • Обеспечить поэтапный перевод эффективных производств на систему аутсортинга с вовлечением в производственную кооперацию предприятий малого и среднего бизнеса;
  • Создать условия для формирования инновационно-технологических центров, на базе которых будут развиваться группы малых предприятий, нацеленных на комплексное удовлетворение потребностей рынка в высокотехнологичной продукции.
  • В результате крупные промышленные предприятия вполне могут превратиться в эффективно работающие производственные площадки, а малый бизнес получит доступ к заказам, помещениям и другим ресурсам для собственного утверждения и роста.
    В настоящее время Ассоциация «ПромАсс» завершает создание первого в регионе венчурного инновационного фонда, который призван дать старт этому процессу путем решения следующих задач:
  • Построение развитой инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
  • Аккумулирование финансовых средств для отбора, разработки и доведения высокотехнологичных проектов до уровня подготовки производства.
  • Быстрой передачи технологий, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор экономики для вывода на рынок новых товаров и услуг.
  • Безусловно, в ходе рассмотрения инновационных проектов будут отобраны и такие, реализация которых вполне под силу субъектам малого предпринимательства.
    И последнее.
    Мы предлагаем Вам создать региональную организацию представителей малого бизнеса и предпринимательства в соответствии с Федеральным законом «Об объединениях работодателей» и вступить в ассоциацию «ПромАсс» в качестве коллективного члена.
    Напомню, что Ассоциация промышленных предприятий и банков Челябинской области - «ПромАсс» была создана в октябре 1997 года по инициативе губернатора Челябинской области П. И. Сумина для объединения усилий промышленников, власти и финансовых структур в интересах бизнеса и социально-экономического развития региона.
    «ПромАсс» сегодня это действующее в правовом поле объединение работодателей Челябинской области, эффективно работающее с представителями трудовых коллективов и всеми ветвями государственной власти.
    Надеюсь, что настоящая встреча придаст очередной импульс для стимулирования активности предпринимательской деятельности в регионе, а объединение усилий субъектов предпринимательства с крупным промышленным капиталом и органами власти позволит сделать еще один шаг для достижения главной задачи – создания конкурентоспособных предприятий в интересах бизнеса и социально-экономического развития региона.
    Спасибо за внимание !

    * * *


    ДОКЛАД
    Депутата Законодательного Собрания Челябинской области Панова В.В. на форуме «Инфо-Капитал».

    г.Челябинск
    20 марта 2003 г.

    Уважаемые господа !

    Широкое применение информационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития человечества. Важным результатом распространения информационных технологий является создание правовых и организационных условий для реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, производство и распространение информации.
    Развитие информационных технологий имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики Российской Федерации, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства. В этом смысле нам близки и понятны меры Правительства РФ и региональных властей, предпринимаемые по ликвидации отставания от промышленно развитых стран в рамках Федеральной целевой Программы «Электронная Россия».
    В рамках этой Программы, а также ряда ведомственных и частных программ в области систем связи и финансовых технологий, закладывается новая модель взаимоотношений между властью, бизнесом и населением. И 2003 год в этом отношении является решающим. Остановлюсь на ряде проектов подробнее.
    В рамках ФЦП «Электронная Россия» планируется завершить прокладку оптико-волоконного кабеля по маршруту «Самара-Екатеринбург-Новосибирск», который обеспечит подключение региональных научных центров к системе ГАС НИТИ. Решение этой задачи за счет федеральных средств позволит в кратчайшие сроки подключить научные центры и университеты Челябинской области к золотому фонду научно-технических знаний России.
    Не выходя из лаборатории, но имея на рабочем столе компьютер и доступ в Интернет, челябинские ученые в режиме реального времени могут получить любую научно-техническую информацию, предложить решение той или иной научной проблемы в любой точке мира и получить за это признание и достойный гонорар.
    В 2003 году Комитет по экономике Правительства Челябинской области совместно с учеными Южного Урала и регионального отделения корпорации «Парус» приступают к внедрению «Проекта автоматизированной системы управления государственными закупками Челябинской области». Впервые будут четко обозначены правила, по которым можно вести бизнес и в соответствие с которыми следует строить отношения частного бизнеса и региональных властей. Создание электронной торговой площадки в Челябинской области является первым шагом на пути освоения региональными властями, пока еще не развитых, но чрезвычайно важных для бизнеса «сервисных функций власти». Принципы открытости и равноправного партнерства между властью и бизнесом, развитие властными структурами сервисных услуг в предпринимательской среде создадут благодатную почву для привлечения в регион крупных инвестиций.
    В области развития рынка электронных средств связи, подобные инвестиции можно считать свершившимся фактом. Появление на рынке Челябинской области таких операторов сотовой связи как МТС, «Мегафон», расширение сферы деятельности «Вымпелкома» и «Уралсвязьинформа» привело к обострению конкурентной борьбы за потребителя. В результате количество абонентов сотовой связи только за 2002 год практически удвоилось, повышается качество обслуживание населения, закладываются основы для развития новых информационных технологий.
    В 2003 году «Южно-Уральский сотовый телефон» совместно с ЗАО «Центр мобильных платежей» планируют запустить пилотный проект по созданию системы мобильных платежей SimPay. Запуск проекта открывает доступ предприятиям региона к общероссийской электронной площадке, объединившей в единую сеть 72 банка Российской Федерации и ряд крупных промышленных предприятий. Аналогичное конкурентное предложение в области мобильных платежей на собственном программном продукте разрабатывается челябинским “Агентством интернет технологий “ЧЕЛС”.
    Эти проекты и как ряд других проектов, реализуемых на территории Челябинской области, призваны составить каркас виртуального рынка в едином информационном пространстве региона. Для многих крупных предприятий и бизнеса в целом актуальной задачей сегодняшнего дня является обеспечение надежного управления всем объемом разнородных данных, которые порождаются, хранятся и используются предприятиями в локальных сетях.
    Создание информационной системы предприятия делает данные бюджетирования, финансовых и товарных потоков прозрачными, практически исключается возможность несанкционированного вмешательства в реальное состояние финансовых дел. В этом особая ценность информационных систем.
    К сожалению, многие проекты, разработанные специалистами региона, не закончены как из-за их технической неподготовленности, так и экономической не востребованности. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами, структурной перестройкой экономики.
    Вместе с тем недостаточное развитие информационных технологий в Челябинской области усугубляется рядом факторов, к числу которых относятся: отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынков товаров и услуг – своего рода стандартов и ориентиров для развития информационных сетей предприятия; большой набор предложений программных продуктов, различная стоимость при похожих характеристиках, сильное рекламное давление со стороны продавцов; недостаточный уровень технического оснащения и подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий.
    И тем не менее, процессы информатизации производственных процессов и коммерческой деятельности крупного и среднего бизнеса активно идут на всех уровнях и приносят ощутимые результаты. Приведу несколько примеров.
    Сегодня многие предприятия успешно адаптируют зарубежные программные средства, используя собственные интеллектуальные технологии и наукоемкие разработки ученых региона. Показательны в этом смысле внедрение программы «СКАЛА» усилиями специалистов ЧЭМК и «Электролитно-цинкового завода» или программы «БААН 4» специалистами Уральского автомобильного завода и Челябинского регионального центра высшей школы при ЮрГУ.
    В начале 90-х годов на «Челябинском заводе им. Колющенко» внедрена система электронного проектирования «Космос». Для комплексного использования всех возможностей новой системы был создан Инженерный Центр, который взял на себя внедрение информационных технологий в производство и, до селе не свойственные заводским конструкторам и технологам, маркетинговые функции.
    Результат не заставил долго ждать – на заводе создана система машин для дорожно-строительных работ, которые до этого в Челябинске не производились. По заказу брянских машиностроителей челябинскими конструкторами разработан и передан для производства на заводе «Брянский Арсенал» проект не имеющей аналогов гусеничной машины с гидростатической передачей.
    Отрадно отметить, что при развитии собственных информационных систем и управленческих технологий бизнес Уральского региона все чаще отдает предпочтение российским интеллектуальным продуктам и системам.
    Программный продукт «Малахит», разработанный по заказу Челябинского трубопрокатного завода и успешно внедренный на заводе одноименной челябинской компанией, нашел применение на пермской «Камастали» и Синарском трубопрокатном заводе в Свердловской области.
    Опыт показывает, что в становлении и развитии информационных технологий среднего и крупного бизнеса наиболее трудными являются чисто психологические проблемы. Для многих работников и части руководящих специалистов использование современных информационных технологий открывает дверь из информационной пустыни в джунгли информационных потоков. Для их освоения требуются известная воля и осознанный отказ от стереотипов и процедур автоматизированных систем 70-х годов.
    Поэтому перед нами стоит огромная задача научить наших сотрудников и граждан пользоваться и самими технологиями, и теми массивами информации, которые для них открываются; воспитать всесторонне подготовленных специалистов через систему средне специального и вузовского образования, а также корпоративного обучения на рабочих местах.
    Путь к успеху понятен - привлечь внимание руководителей предприятий, предпринимателей крупного и среднего бизнеса к построению единого информационного пространства региона. Для чего в рамках Программы «Электронная Россия» и других аналогичных программ уже сегодня необходимо: используя интеллектуальные ресурсы региона и материальные возможности бизнеса, содействовать информатизации школ и учебных заведений; создавать условия для развития компьютерных клубов и пунктов публичного доступа к информационным технологиям и сетям; оказывать всестороннюю поддержку региональным властям в области становления региональных информационных проектов, фондов и структур, поддерживающих эти проекты.
    Спасибо за внимание !

    * * *

    Д О К Л А Д
    депутата Законодательного Собрания Челябинской области Российской Федерации В. В. Панова на конференции профессионального развития Юго-Восточного региона США в городе Сен-Симон штат Джорджия.
    «Трансформация российской экономики от посткоммунистических реформ к рыночному росту».


    Уважаемые господа !

    Сердечно приветствую Вас и благодарю за предоставленную возможность выступить на столь представительной конференции.
    Российская Федерация расположена на двух континентах - Европе и Азии и по территории занимает одну шестую часть обитаемой суши:
    - Территория России – 17 075 400 кв. км.
    - Сельхозугодия – 222 млн га.
    - Площадь лесов превышает – 1,2 млрд га или 69% территории.
    - Численность населения – 145 470 197 человек.
    - Городское население составляет 76%, сельское – 24%.
    Российская Федерация располагает мощной минерально-сырьевой базой и развитым промышленным потенциалом для ее освоения и переработки.
    В 1991 г. Правительство России приступило к проведению реформ, направленных на переход от плановой к рыночной экономике. Реформы заключались в введении частной собственности, привлечении иностранных кредитов, приватизации государственных предприятий. 17 августа 1998 года государство отказалось от жесткой привязки рубля к доллару, позволив курсу национальной валюты свободно формироваться в результате рыночного соотношения спроса и предложения.
    Экономический рост, стартовавший в конце 90-х годов в сырьевых отраслях промышленности, постепенно захватил другие отрасли экономики России. Из диаграммы 1 видно, что за 5 лет посткоммунистических реформ ВВП РФ увеличился более чем на 30%, наблюдается устойчивый рост инвестиций в экономику и бизнес. Основной прирост ВВП обеспечивают промышленность, транспорт и связь, торговля и сельское хозяйство.
    Остановлюсь подробнее на Челябинской области, которую я имею честь представлять на конференции (Рис. 2 – карта области). Челябинская область расположена на Южном Урале в центре России, соединяя собой европейскую и азиатскую ее половины:
    - Территория Челябинской области составляет 88,5 тыс. кв. км.
    - Население 3 млн. 600 тыс. человек.
    - В регионе работает более 70 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности.
    Стержневому географическому положению соответствует и экономический потенциал области. По оценке федерального правительства область занимает 8-ое место по уровню социально-экономического развития и находится в первой пятерке по производству продукции на душу населения.
    Челябинская область имеет устойчивую промышленную ориентацию. Из диаграммы № 2 видно, что доля промышленного комплекса области составляет более 43% валового регионального продукта. Объем промышленного производства за последние четыре года вырос на 37 процентов. На диаграмме № 3 отчетливо видно, что инвестиции в основной капитал увеличились в 1,5 раза. Сегодня область практически восстановила дореформенный экономический потенциал.
    Развитие Челябинской области определяют такие отраслевые комплексы, как металлургический, машиностроительный, топливно-энергетический и агропромышленный секторы экономики.
    Предприятия черной металлургии производят: 24,5% – стали.
    16% - стальных труб.
    В черной металлургии наиболее существенную роль играют:
    - Крупнейший в Европе Магнитогорский металлургический комбинат, поставляющий свою продукцию на американские рынки.
    - Челябинский трубопрокатный завод.
    - Металлургические заводы горнозаводской зоны Урала.
    На машиностроительных предприятиях Челябинской области производятся автомобили, тракторы, дорожные машины, а также ракетно-космические системы и другие виды продукции (Рис. 3 – продукция машиностроения).
    Вопросы развития металлургического комплекса, машиностроения и горнодобывающих работ неразрывно связаны с промышленной экологией региона. Решение вопросов промышленной экологии и реабилитация освоенных промышленностью территорий горнозаводской зоны Челябинской области являются одним из приоритетных направлений стратегического развития региона.
    Одной из возможных точек роста и возможного плодотворного сотрудничества между научными и коммерческими организациями Челябинской области и США считаем проведение комплекса эколого-геологических работ в городе Карабаше (слайд № 4 – карта области).
    Город Карабаш расположен в 90 км от города Челябинска. Это город-завод, в котором сосредоточена добыча рудных материалов, производство меди и изделий из нее. Уникальная территория города и горнозаводской зоны имеет огромный природно-ресурсный потенциал. В отвалах металлургического производства сосредоточена практически вся периодическая система Менделеева. Сегодня Карабаш является зоной экологического бедствия российского масштаба.
    Расчеты показывают, что вовлечение запасов только техногенных отвалов в эксплуатацию позволит изыскать собственные средства на экологические и коммерческие цели для реабилитации этой зоны.В стадии проработки находятся идеи и проекты промышленного извлечения золота, серебра, платины и других сопутствующих металлов. В настоящее время проработан вопрос льготного налогообложения субъектов предпринимательства, реализующих проекты на этой территории.
    Отдельно остановлюсь на ситуации в агропромышленном комплексе области. До начала реформ 75% сельскохозяйственной продукции производилось на крупных сельскохозяйственных предприятиях. В ходе реформ структура сельскохозяйственного производства резко изменилась в сторону расширения индивидуального сектора в экономике:
    - Сельскохозяйственные предприятия - 49,7%.
    - Население - 45,9%.
    - Фермерские хозяйства - 4,4%.
    В 2003 году прогнозируется увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 3%. При этом ожидается прирост производства:
    - Зерна - на 112%.
    - Картофеля - на 129%.
    - Овощей на - 119%.
    - Скот и птица, реализуемых на мясо в живом весе - 168 тыс. тонн или 103%.
    - Молока - 680 тыс. тонн - 118%.
    - Яиц - более миллиарда штук или 103%.
    Основными направлениями в поддержке развития агропромышленного комплекса региона являются:
    - Газификация сельскохозяйственной территории и строительство автомобильных дорог.
    - Повышение эффективности производства за счет внедрения энергосберегающих технологий, новых высокоурожайных сортов и культур.
    - Восстановление и повышение плодородия почв.
    - Развитие племенной базы животноводства.
    - Расширение объемов кредитования сельскохозяйственных предприятий, в том числе за счет лизинговых поставок современных комплексов для механизации животноводства и полевых работ.
    Мы сегодня заинтересованы в сотрудничестве с американскими промышленниками в области технологий и оборудования для переработки мяса, молока, зерна, сои и другой сельскохозяйственной продукции.
    Стабильный экономический рост на протяжении последних лет, возрастающий уровень качества корпоративного управления и расширение деятельности ведущих российских банков создают реальные предпосылки для привлечения в регион зарубежных инвестиций (диаграмма № 4):
    - За пять лет иностранные инвестиции в экономику региона увеличились практически в 10 раз и достигли уровня 752 млн. долларов США.
    - В области работает более 600 предприятий с иностранным капиталом, половина из которых занята в сфере производственного бизнеса.
    - За последние годы доля области в российском экспорте увеличилась более чем в два раза и по объему экспортной продукции наш регион занимает шестое место среди регионов России.
    Иностранных инвесторов привлекают сегодня:
    - Исторически мощный промышленный потенциал.
    - Квалифицированные трудовые ресурсы.
    - Выгодное географическое положение - по территории области проходит транссибирская магистраль, связывающая страны Европы с Азией и тихоокеанским регионом.
    Следует отметить, что наиболее существенные иностранные вложения в экономику области осуществляет Германия, доля которой превышает 73% от общего количества долларовых инвестиций. Инвестиции бизнеса США в экономику региона незначительны, и здесь есть над чем поработать российским и американским бизнесменам и инвесторам.
    Надеюсь, что настоящая встреча придаст очередной импульс для стимулирования активности американского бизнеса к России.
    Только взаимодействие с мировым бизнесом, направленное на подъем наукоемких технологий и высокотехнологичных отраслей промышленности, консолидация отечественных и иностранных инвестиций является наиболее приемлемым путем интеграции нашего региона и России в мировую экономическую систему.
    Надеюсь, что практика подобных встреч и общение позволят нам добиться главного - понимания общности целей и задач в контексте глобального развития мировой экономической системы для достижения максимального эффекта от содружества наших стран.
    Спасибо за внимание !

    * * *

    ДОКЛАД
    Президента Ассоциации промышленных предприятий и банков Челябинской области
    В.В. ПАНОВА
    на германо-российском Контактном семинаре
    24 сентября 2003 г.
    г. Челябинск.

    Уважаемые гости, коллеги и единомышленники!

    Сердечно приветствую Вас на уральской земле и благодарю за возможность выступить на семинаре.
    Поводом для моего выступления стала необходимость обсудить возможные направления взаимодействия промышленников Челябинской области и Германии в сфере производственных инвестиций, где немецкий бизнес традиционно демонстрирует высокие показатели.
    В качестве коммерческого партнера Челябинская область располагает мощной минерально-сырьевой базой, высокоразвитой инфраструктурой и промышленным потенциалом для ее переработки - доля промышленного комплекса составляет 43% валового регионального продукта.
    Ведущие отраслевые комплексы области – металлургия, машиностроение и оборонный комплекс - связаны с многовековым опытом обработки металла и оружейного дела, уходящим своими корнями к демидовским заводам на Урале.
    Оборонная специализация нашего региона способствовала развитию мощной производственной инфраструктуры, прикладной науки и наукоемких производств. В машиностроительном комплексе региона сосредоточено:
  • 32 % основных фондов области;
  • 43 % промышленного персонала.
  • В сфере подготовки кадров и развития промышленных технологий заняты:
  • 16 высших учебных заведений;
  • 41 научно-исследовательская и проектно-конструкторская организация.
  • На машиностроительных предприятиях Челябинской области производятся:
  • ракетно-космические системы;
  • нефтепромысловая и коммунальная техника;
  • автомобили, тракторы и строительно-дорожные машины;
  • станки, горнорудное, шахтное и металлургическое оборудование;
  • приборы, инструмент, электротехнические изделия;
  • товары бытового назначения.
  • По оценке федерального правительства Челябинская область занимает 8-ое место по уровню социально-экономического развития среди 89 регионов Российской Федерации и находится в первой пятерке по производству продукции на душу населения.
    За пять лет устойчивого развития экономики России доля области в российском экспорте увеличилась более чем в два раза и по объему экспортной продукции наш регион занимает шестое место среди других регионов федерации. Эти показатели – плод реального партнерства между региональными властями и бизнесом.
    Остановлюсь на этом подробнее.
    Изменения в развитии Челябинской области, структурные и отраслевые сдвиги в экономике региона 90-х годов настоятельно диктовали новые формы взаимодействия бизнеса и власти. В октябре 1997 года по инициативе Губернатора Челябинской области П. И. Сумина создана «Ассоциация промышленных предприятий и банков Челябинской области - ПромАсс».
    Сегодня «ПромАсс» объединяет усилия более 300 юридических лиц - промышленников, финансовых институтов - и органы власти в интересах развития экономики региона.
    Основными направлениями деятельности организации являются:
  • инвестиционная и законотворческая работа;
  • подготовка экономики Челябинской области к вступлению в ВТО;
  • развитие предпринимательства и содействие в трудоустройстве населения;
  • проведение сбалансированной политики в области подготовки кадров и оплаты труда.
  • Стабильный экономический рост и благоприятная инвестиционная среда создают реальные предпосылки для привлечения в Челябинскую область отечественных и зарубежных инвестиций:
  • на техническое перевооружение и реконструкцию производства ежегодно направляется до 1 млрд долларов США;
  • инвестиции в экономику Челябинской области осуществляют 26 стран мира;
  • за 5 лет иностранные инвестиции увеличились практически в 10 раз и достигли уровня 752 млн. долларов в год;
  • в Челябинской области работает более 600 предприятий с иностранным капиталом, около половины из них - в сфере производственного бизнеса.
  • В настоящее время в стадии завершения находится ряд новых проектов с привлечением иностранного капитала.
    Объем инвестиций промышленников Германии в экономику Челябинской области пока невелик – в прошлом году по нашим данным он составил не многим более 20 млн. долларов США. Но у нас есть все возможности для существенного увеличения взаимовыгодного товарооборота в сфере промышленного производства за счет:
  • предоставления немецких товарных кредитов в виде оборудования для предприятий металлургического комплекса и машиностроения;
  • организации кредитных линий и запуска механизма лизинговых поставок машиностроительной продукции из Германии в Челябинскую область;
  • прямых инвестиций в южноуральские предприятия;
  • создания новых высокотехнологичных производств с участием немецкого капитала.
  • Напомню, что взносы иностранных участников в виде технологического оборудования в уставной (складочный) капитал предприятий по российским законам освобождаются от НДС и таможенных пошлин. Концерн «Сименс», например, уже приступил к реализации поставок для обеспечения деятельности энергосистем региона текущей зимой.
    Следует отметить, что вопросы развития металлургического комплекса, машиностроения и горнодобывающих работ на территории Челябинской области неразрывно связаны с проблемами экологии. Здесь мы готовы к сотрудничеству с немецкими партнерами в области:
  • промышленных технологий и поставок оборудования для комплексной переработки отходов горнозаводского производства;
  • привлечения инвестиций для экологической реабилитации горнозаводской зоны региона.
  • На днях мы ожидаем визит делегации американских бизнесменов для детального обсуждения проекта эколого-геологических работ на отвалах медеплавильного производства.
    Одной из возможных точек роста сотрудничества научных и промышленных кругов Челябинской области и Германии может стать развитие бизнеса на основе российского и немецкого капитала в следующих сегментах рынка:
  • информационных технологий и программных продуктов в области систем управления промышленными предприятиями, финансами и электронной торговли;
  • совместных разработок промышленного оборудования, машин и изделий для российского рынка и поставок в третьи страны;
  • создания производств по выпуску комплектующих и запчастей для продукции немецкого машиностроения и удовлетворения потребностей российского рынка;
  • в области профессионального образования, науки и подготовки кадров.
  • В настоящее время «ПромАсс» совместно с Правительством Челябинской области приступили к инвентаризации и маркетингу интеллектуальной собственности, сосредоточенной в регионе. В рамках этой программы предусматривается:
  • Создание венчурного инвестиционного фонда инновационных технологий.
  • Конкурсный отбор инновационных разработок.
  • Поиск и привлечение венчурного капитала для инвестиций в техническое перевооружение региональной промышленности.
  • В этой связи предлагаю на постоянной основе организовать взаимодействие «ПромАсс» и «Ассоциации промышленных и исследовательских объединений ФРГ им. Отто фон Гюрике» для решения следующих задач:
  • Поиск стратегических партнеров на российском и немецком рынках.
  • Расширение научных и производственных связей между российскими и немецкими промышленниками.
  • Построение эффективного сотрудничества в области реализации инвестиционных и инновационных проектов.

  • Надеюсь, что настоящая встреча и общение между специалистами придадут необходимый импульс для стимулирования активности немецкого бизнеса в южноуральском регионе и создадут необходимые предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества между нашими странами.
    Спасибо за внимание !

    * * *

    ПромАсс

    Наверх

    На главную