Персональный сайт Александра Карлова

Уральские ресурсы - на службу ТЭК России

1 мая легендарному автомобилю "Урал-375" исполнилось 45 лет

Александр Карлов, кандидат технических наук.

Мировая энергетическая политика//2003, №5, с.11.

На первомайской демонстрации 1958 года в городе Миассе были продемонстрированы первые опытные образцы автомобиля "Урал-375" Уральского автомобильного завода - самой революционной модели в истории российского автомобилестроения. Конечно, в России автомобили производили и раньше. Но многоцелевая машина полной российской сборки, предназначенная для условий абсолютного бездорожья, основанная целиком на достижениях отечественной науки и технологий, создавалась впервые. Рождение уральского автомобиля полной отечественной сборки стало важным звеном в реконструкции машиностроительного уомплекса страны, базовой основой для развития специализации многих уральских заводов. Давние партнерские отношения связывают Уральский автомобильный завод с челябинским заводом "Строммашина". Даже их становление и развитие во многом похоже. Оба завода возникли на уральской земле из эвакуированных в годы войны предприятий. Долгие годы основным заказчиком продукции машиностроителей из Челябинска и Миасса оставалось Министерство обороны. По его заказам на шасси автомобилей "Урал" специалистами завода "Строммашина" выпускались транспортно-заряжающие машины и топливозаправщики для оборонных нужд. С началом перестройки спрос на военную технику начал сокращаться и руководство заводов принимает согласованное решение о приоритетном развитии техники для нефтепромысловых работ. Этому способствовали близость основных нефтегазовых районом, большой опыт челябинских конструкторов по привязке надстроек на шасси автомобилей и, конечно, не превзойденные эксплуатационные качества автомобилей "Урал": высокие тяговые свойства и способность передвигаться по бездорожью, простота управления, надежность армейской трансмиссии, приспособленность к безгаражному обслуживанию и хранению. Специалисты со стажем помнят первые цементировочные агрегаты и насосные установки на "КрАЗах", доставленные на челябинский завод из Грозного в 1992 году. Одним из первых образцов-аналогов нефтепромысловой спецтехники на "Уралах" стал агрегат УНПМ-5557 для промывочно-продавочных работ в процессе бурения. Контрольные испытания первых моделей и детальный конструкторско-технологический анализ грозненских машин показали, что для работы с нефтепромысловой техникой "Уралам" потребуется шасси с отбором мощности, увеличенной базой и большой грузоподъемности. В 1993-1994 гг. на Уральском автозаводе начался серийный выпуск шасси Урал-4320-1912 и челябинцы получили такую машину. На длиннобазовом шасси Урал-4320-1912 было организовано производство остро дефицитных цементировочных агрегатов УЦН-4320 и смесительных установок УС6/30, спецавтомобилей АТЭ-6,5-4320 для транспортировки погружных электроустановок.

Получили дальнейшее развитие опыт и технологии изготовления емкостно-наливных машин. В кратчайшие сроки на челябинском заводе осваивается технология пожаробезопасной доработки автомобилей "Урал" под установку нефтепромысловых цистерн для транспортирования нефтепродуктов в условиях полного бездорожья: глушитель автомобиля выносится под передний бампер, а топливный бак снабжается дополнительной защитой. На шасси автомобиля "Урал" создается модельный ряд и осваивается серийное производство нефтепромысловых цистерн вместимостью от 6,5 до 11 кум. м., а также маслозаправщиков и комбинированных автотопливозаправщиков особо высокой проходимости. Для сбора пролива нефти и конденсата нефтепродуктов проектируются агрегаты АКН-4320 с геометрической глубиной всасывания до 9 м и вакуумные машины АВ-10-4320 с глубиной самовсасывания жидких отходов до 4,5 м.

Для транспортирования и нагнетания смеси кислот при соляно-кислотных обработках призпбойных скважин на заводе "Строммашина" разработаны новые установки АКОС1-4320 и транспортно-перекачивающие автопоезда АЦК-15. В процессе создания этих машин челябинским машиностроителям пришлось освоить две принципиально новые для завода технологии: производство стеклопластиковых емкостей эллиптического сечения и производство полуприцепов на односкатной ошиновке. Пластиковые цистерны имеют значительно больший ресурс при меньшей собственной массе, чем пименяющиеся для этих целей стальные емкости с гуммированием внутренних поверхностей. Первые пластиковые цистерны эксплуатируются более 7 лет и неизменно получают хорошие отзывы от потребителей. Развивая направление по рациональному использованию технологических возможностей полуприцепных машин на базе седельного тягача "Урал-44202" уральские конструкторы создали агрегаты АПШ-65 для механизированной погрузки-разгрузки длинномерного нефтепромыслового оборудования, нефтепромысловые автопоезда АПЦ-15 вместимостью 15 кум м, аэродромный топливозаправщик АТЗ-22-44202.

За неполные десять лет совместными усилиями специалистов двух уральских заводов были разработаны 60 моделей автоспецтехники и осуществлены поставки топливно-энергетическому комплексу страны более 3500 нефтепромысловых машин. Задача перевода парка автоспецтехники нефтегазовых компаний с шасси "КрАЗ" на шасси "Урал" была решена. Результаты совместной работы двух уральских заводов показывают, что в Уральском регионе создана мощная производственно-технологическая база надежного обеспечения российского ТЭК современными средствами механизации нефтепромысловых работ. Заложенное 45 лет назад сотрудничество продолжается и развивается дальше. Уже есть новые направления для работы и перспективные разработки.

Получить более подробную информацию и ознакомиться с новыми разработками автоспецтехники на "Уралах" можно из первых рук в Торговом Доме "Завод Строммашина" по адресу: Россия, 454007, г. Челябинск, ул. Артиллерийская, 124. Тел/факс (3512) 75-46-67, 74-47-39, 75-46-74. E-mail:mark@megalit.dion.ru

На челябинском заводе "Строммашина" разработана система прицепных машин для механизации нефтепромысловых работ с возможностью их транспортирования на вертолетной подвеске


Александр Карлов, кандидат технических наук.

Мировая энергетическая политика//2003, №4, с.17.

Челябинскому заводу "Строммашина" 60 лет. основанный в 1942 году на базе эвакуированного из Ленинграда предприятия "Нефтеприбор", завод всегда выпускал продукцию стратегического назначения. В продуктовой линейке завода были автоспецтехника для оборонных нужд государства, оборудование для строительных отраслей и топливно-энергетического комплекса страны. С момента зарождения предприятия и до настоящего времени на заводе действует система военной приемки. До 1985 года выпуск военной продукции на заводе составлял более 50% общего объема производства. С началом перестройки спрос на военную технику упал и руководство завода принимает стратегическое решение о приоритетном развитии автоспецтехники для нефтепромысловых работ. Маркетинговой службой завода в содружестве с конструкторскими подразделениями были приняты энергичные меры по пересадке технологического оборудования на шасси автомобилей УРАЛ, ЗиЛ и КАМАЗ. Освоив в производстве 60 моделей автоспецтехники, завод поставил нефтегазовому комплексу страны более 3500 машин. Челябинские цементировочные агрегаты, смесительные установки, насосные агрегаты и нефтепромысловые автоцистерны подтвердили надежность уральской марки и заслужили лестную оценку специалистов нефтегазодобывающих компаний. Создавая нефтепромысловое оборудование, челябинские машиностроители понимали, что современные виды автоспецтехники предназначены для выполнения небольшого количества специальных технологических операций, в которых главное - технологические надстройки, а не транспортная база. Удельный вес спецнадстроек в себестоимости готовой продукции не превышает 30-50%. Да и сама машина выполняет технологические операции в стационарном режиме. Поэтому замена шасси автомобиля там, где это технологически оправдано, на прицепные машины является одним из наиболее эффективных способов снижения издeржек производства как у производителя, так и у конечного потребителя. так сформировалось новое направление развития автоспецтехники на заводе - разработка прицепных машин, сочетающих в себе технологические возможности специальных надстроек с новой элементной базой.

К числу первых машин нового поколения следует отнести кислотовоз АЦК-15 с гидростатическим приводом насоса, который по своим функциональным характеристикам не имеет российских аналогов среди специальных видов техники.

Кислотовоз АЦК-15 выполнен на полуприцепе с пластикой цистерной эллиптического сечения емкостью 15 куб. м. Машина предназначена для транспортировки и перекачки технологических жидкостей, в том числе ингибированной соляной кислоты. По индивидуальному заказу кислотовоз оборудуется автономным приводом насосной установки, и машина превращается в перекачивающую станцию. Опыт использования полуприцепных машин в качестве базы для автоспецтехники получил дальнейшее развитие. На заводе разработана конструкция прицепного шасси для монтажа технологических установок. По аналогии с полуприцепами ходовое шасси выполнено на односкатной высокой ошиновке. Рамная конструкция рассчитана на эксплуатацию в условиях полного бездорожья, а также для транспортирования на вертолетной подвеске. буксировка прицепа может осуществляться всеми имеющимися у потребителей тяговыми средствами - автомобилями, тракторами и другими тягачами. Прицепы завода "Строммашина" оснащаются автономным электрическим приводом или приводом от автономных дизель-генераторных установок, системой блокировки тормозов и полностью соответствуют требованиям к автотранспортным средствам на дорогах общего пользования.

В производстве освоены прицепные автоцистерны, топливо и маслозаправщики, предназначенные как для работы в составе автопоездов, так и для автономного обслуживания машин на технологических участках. Завершается разработка прицепных авторемонтных мастерских, а также агрегатов для ремонта и обслуживания скважин. Для производства нефтепромысловых работ на отдельных геолого-разведочных скважинах в труднодоступных регионах, а также для создания резервных мощностей на скважинах в сложных производственно-географических и климатических условиях специалистами челябинского завода создан санный вариант нефтепромысловых установок с автономным приводом от ярославских, челябинских и владимирских дизелей.

В санном варианте потребителям поставляются насосные установки, цементировочные агрегаты, агрегаты для кислотной обработки скважин, паропромысловые установки, измерительные станции и другие виды технологического оборудования по заказам потребителей. Установки на санном ходу и прицепные машины с установленных на них технологическм оборудованием проходят обязательный тест на возможность транспортировки на вертолетной подвеске. Высокая надежность в работе и конкурентные преимущества продукции завода обеспечиваются традициями качества оборонного предприятия с действующей системой военной приемки на каждом технологическом переделе.

Получить более подробную информацию и ознакомиться с конструктивно-технологическими особенностями продукции завода можно в Торговом Доме "Завод Строммашина" по адресу: Россия, 454007, г. Челябинск, ул. Артиллерийская, 124. Тел/факс (3512) 75-46-67, 74-47-39, 75-46-74. E-mail:mark@megalit.dion.ru


На главную
Дальше


Если данный сайт окажется недоступным или скорость загрузки вас не устроит, вы всегда можете получить интересующие вас материалы здесь

Hosted by uCoz